Ви є тут

Механізм оподаткування прибутку і ефективність функціонування промислових підприємств

Автор: 
Бавін Єгор Володимирович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U000654
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1. Общая характеристика действующего механизма налогообложения прибыли
промышленных предприятий
Налогообложение прибыли предприятий является одним из традиционных способов
мобилизации финансовых ресурсов государством с целью финансирования
общественных расходов. Большое значение оно имеет и для бюджетно-налоговой
системы Украины (табл. 2.1). Как свидетельствуют приведенные в таблице данные,
налог на прибыль предприятий относится к числу трех наиболее крупных источников
доходов правительства.
Важная роль этого налога в Украине является фискальной традицией,
унаследованной от финансовой системы бывшего СССР. В условиях планового
хозяйства с целью централизации финансовых ресурсов использовалась техника
изъятия свободного остатка прибыли предприятий (до экономической реформы 1965
г.), а затем отчислений от прибыли по установленным нормативам (как правило,
индивидуальным или групповым). Очевидные недостатки такого подхода,
оставляющего широкое поле для принятия субъективных решений, в сочетании с
кризисом плановой системы общественных финансов во второй половине 80-х годов,
обусловили переход к использованию нового метода организации распределительных
отношений – налогообложению прибыли хозяйствующих субъектов [53, 54]. Принятый
в 1990 г. Верховным Советом СССР Закон о налогах с предприятий [40],
объединений и организаций должен был стать одним из первых шагов на пути
создания обновленной финансовой системы союзного государства.
Однако в связи с выходом Украины из состава СССР ей пришлось формировать
собственное хозяйственное законодательство. Первый националь-
Таблица 2.1. –
Налог на прибыль предприятий в составе налоговых источников доходов
правительства
Показатели
1995
1999
2000
2001
2002
2003
млрд. грн.
% ВВП
млрд. грн.
% ВВП
млрд. грн.
% ВВП
млрд. грн.
% ВВП
млрд. грн.
% ВВП
млрд. грн.
% ВВП
Налоги на доходы
10,79
8,27
14,08
8,28
17,05
8,44
20,22
9,15
26,76
10,29
налог на прибыль предприятий
4,86
8,9
6,35
4,87
7,70
4,53
8,28
4,10
9,40
4,25
13,24
5,09
в % к налоговым поступлениям
25,3
24,6
22,5
20,7
24,4
подоходный налог с граждан
1,60
2,9
4,43
3,40
6,38
3,75
8,77
4,35
10,82
4,90
13,52
5,20
Налоги на собственность
0,30
0,23
0,53
0,31
0,55
0,27
0,59
0,27
0,60
0,23
Сборы за использование природных ресурсов
1,46
1,12
1,98
1,16
2,27
1,12
2,45
1,11
2,78
1,07
в т.ч плата за землю
0,6
1,2
1,09
0,84
1,38
0,81
1,62
0,80
1,81
0,82
2,03
0,78
Внутренние налоги на товары и услуги
10,76
8,25
12,25
7,20
13,60
6,74
18,19
8,23
18,56
7,14
в т.ч. НДС
4,53
8,3
8,41
6,45
9,44
5,55
10,35
5,12
13,47
6,10
12,60
4,85
акцизы
0,4
0,8
1,79
1,37
2,24
1,32
2,66
1,31
4,09
1,85
5,25
2,02
Налоги на международную торговлю и внешние операции
1,24
0,95
1,56
0,92
1,95
0,96
2,37
1,07
3,79
1,46
Прочие налоговые поступления
0,59
0,45
0,93
0,55
1,29
0,64
1,57
0,71
1,83
0,70
Налоговые
поступления, всего
25,13
19,27
31,32
18,42
36,72
18,18
45,39
20,5
54,32
20,9
Источник: Министерство финансов Украины
ный закон о налогообложении прибыли предприятий (1991 г.) попросту повторял
основные положения союзного законодательства. По-иному, собственно, и быть не
могло, поскольку в то время еще не было ни подготовленных национальных кадров,
ни научных и нормативных наработок, ни опыта самостоятельного формирования и
реализации налоговой политики, ни даже налоговой администрации. Однако
многочисленные трудности процесса рыночной трансформации экономики вынудили
правительство принимать меры по адаптации налогового законодательства к новым
хозяйственным реалиям. В 1992 году был принят Закон Украины "О налогообложении
доходов предприятий и организаций", главная идея которого состояла в принятии
мер против инфляции издержек за счет неконтролируемого роста заработной платы
на государственных предприятиях, которые составляли тогда подавляющую часть
крупных хозяйствующих субъектов. Поэтому в качестве объекта налога был избран
валовой доход, который, в украинской интерпретации, помимо обычной прибыли,
рассчитанной в установленном порядке, включал также затраты на оплату труда в
себестоимости выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Кроме того
действовавшее тогда законодательство в соответствии с традициями планового
хозяйства предусматривало широкую дифференциацию ставок налогов с целью
государственного воздействия на хозяйственные процессы. Наконец, важно
отметить, что в отличие от западной практики, объектом налогообложения
выступали не только корпорации (то есть юридические лица, основанные на
принципе ограниченной ответственности по ее обязательствам), а все предприятия
и организации, независимо от из организационно-правового статуса, получающие
доходы от хозяйственной (коммерческой) деятельности. Это последнее отличие,
обусловленное особенностями генезиса украинской бюджетно-налоговой системы,
сохранилось и по настоящее время.
Концептуальная противоречивость использованного подхода (смешение затрат и
результатов, необоснованно высокое налоговое давление на трудоемкие
производства, возможность переложения дифференцированных высоких ставок налогов
через трансфертное ценообразование и другие механизмы) через некоторое время
стала очевидной. Поэтому в конце 1994 года был принят новый Закон Украины "О
налогообложении прибыли предприятий", который, по-видимому, можно признать
одним из наиболее удачных нормативных актов в истории независ