Ви є тут

Суб'єктно-об'єктні детермінанти в семантико-синтаксичній структурі простого речення в сучасній російській мові.

Автор: 
Гейна Оксана Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
3405U001266
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА ІІ. РОЛЬ СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТОВ
В ФОРМИРОВАНИИ СЕМАНТИКО-СИНТАКСИЧЕСКОЙ
СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО
ЯЗЫКА
2.1. Формально-синтаксическая организация простого предложения
в традиционном и современном освещении ……………………………….. 103
2.2. Функциональный аспект исследования субъектно-объектных детерминантов:
структурная облигаторность и факультативность детерминирующих членов в
семантико-синтаксической структуре
предложения ………………………………………………………………….. 117
2.3. Субъектно-объектные детерминанты в функции облигаторных компонентов основы
предложения …………………………………………. 125
2.3.1. Конструктивно-обусловленные субъектно-объектные
детерминанты ………………………………………………………………… 128
2.3.1.1. Конструктивно-обусловленные субъектно-объектные
детерминанты в расчлененном номинативном предложении ……………... 128
2.3.1.2. Конструктивно-обусловленные субъектно-объектные
детерминанты в расчлененном генитивном предложении ………………... 141
2.3.1.3. Конструктивно-обусловленные субъектно-объектные
детерминанты в инфинитивном предложении ……………………………... 143
2.3.2. Семантико-обусловленные субъектно-объектные
детерминанты ………………………………………………………………… 146
2.3.2.1. Семантико-обусловленные субъектно-объектные
детерминанты в безличном предложении ………………………………….. 147
2.3.2.2. Семантико-обусловленные субъектно-объектные
детерминанты в неопределенно-личном предложении …………………… 152
2.4. Субъектно-объектные детерминанты в функции факультативных
членов предложения ………………………………………………………….. 157
2.4.1. Факультативные субъектно-объектные детерминанты в
двусоставном предложении …………………………………………………. 157
2.4.2. Факультативные субъектно-объектные детерминанты в
определенно-личном предложении ………………………………………… 159
2.4.3. Факультативные субъектно-объектные детерминанты в
расчлененном номинативном, расчлененном генитивном,
инфинитивном, безличном, неопределенно-личном предложениях ……... 160
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………. 162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... 165
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………….. 170
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………. 186
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Сущность синтаксической системы языка проявляется в синтаксических единицах и
их иерархии. Описание этих единиц с развитием науки о языке все больше
усложняется, что вызвано попыткой глубже проникнуть в механизм функционирования
синтаксического уровня языка. Кроме того, данный уровень сам по себе
организован достаточно сложно, а поэтому делает возможным рассмотрение
синтаксических единиц с разных сторон и порождает неоднозначные интерпретации
многих синтаксических явлений.
В современном языкознании многими лингвистами уже не подвергается сомнению тот
факт, что самым объемным семантико-синтаксическим и стилистическим языковым
явлением выступает текст. В связи с этим, текст как объект исследования
представляет собой бесспорный интерес для общей теории языка, поскольку через
текст можно глубже понять сущность языка.
Без комплексного, всестороннего изучения текста не может происходить целостное
восприятие языка как коммуникативной системы, которая каждый раз реализуется в
конкретных языковых актах всего этноса и отдельной личности – носителя языка.
Таким образом, текст принадлежит к коммуникативным средствам языка, а через
него – к коммуникативным средствам речи.
Текст в большинстве случаев конструируется из предложений, которые также
являются коммуникативными средствами речи. И если главной задачей синтаксиса
следует считать выделение синтаксических единиц языка, в которых воплощается
его синтаксический строй, то «основной задачей изучения предложения является
выделение его общих и частных структурно-грамматических типов и их языковых
функций – назначения выражать ими в пределах данного типа с его определенным
грамматическим значением разнообразного конкретного содержания, то есть, по
существу решение проблемы о соотношении языковой формы и содержания в
предложении» [154,88]. Решению этой задачи и служат разграничение в предложении
«словосочетательных» и «предложенческих» связей и функций слов (форм слов) и
рассмотрение предложения как многоуровневой структурной и семантической
организации и прежде всего уровня структурно-грамматической (предикативной)
основы, ее лексического наполнения и уровня ее распространения в порядке
«словосочетательных» и «предложенческих» связей, а вместе с тем и двух типов
второстепенных членов предложения – присловных распространителей и
самостоятельных распространителей уровня предложения.
В основе каждой синтаксической единицы должна лежать определенным образом
устроенная конструкция, вступающая в синтаксические отношения с другими
единицами, то есть синтаксис должен быть формальным, конструктивным. Всякая
синтаксическая единица имеет определенное содержание, поэтому синтаксис должен
быть семантическим. Синтаксические единицы обладают функциями, реализуемыми в
процессе функционирования языка, а значит, синтаксис должен быть
функциональным. Функционирование – это не самоцель, оно осуществляется в целях
коммуникации, поэтому синтаксис должен быть коммуникативным [81]. Отсюда все
аспекты синтаксического анализа необходимо рассматривать в их взаимных связях и
отношениях.
Однако поскольку «без анализа нет синтеза», возможно раздельное изучение
различных сторон предложения как предпосылки для дальнейшего углубленного
исследования взаимодействия всех сторон асимметричного языкового знака, каковым
является предложение [88,4].
Многоаспектность предложения – это его многогранность, наличие объективно
прису