Ви є тут

Судова влада в умовах трансформації українського суспільства.

Автор: 
Сіда Юлія Станіславівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U001953
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕЁ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
2.1. Правовая культура личности и ее роль в социальном обеспечении правосудия
Важным атрибутом любой правовой системы является уровень правовой культуры. Чем
он выше, тем более прозрачными являются отношения между личностью и судебной
системой, тем выше уровень защищенных интересов и прав граждан.
Особенно актуальной проблема правовой культуры становится в период
реформирования судебной власти. Когда общество, с одной стороны, отрекается от
старых стереотипов о суде и судебной власти, и это поддерживается на
законодательном уровне, с другой стороны, известно, что система
судопроизводства в Украине складывалась не одно столетие, и быстрое
реформирование не изменит стереотипы, представления о ней.
Как точно подчеркивает В. Селиванов, в переходные периоды всегда объективно
сосуществуют старое право, законодательство и новое, которое только
формируется, следствием чего есть противоречия в системе правового
регулирования, которые обусловлены как объективными, так и субъективными
факторами. Возможность перехода от одного правопорядка, как качественного
постоянного состояния определенной правовой системы, к другому возможно только
через правовой хаос, который можно понимать как излишек норм, процедур,
институций, концепций и др., которые, с одной стороны, воспроизводят старую
правовую культуру, правовое мышление и правосознание, а с другой – формируют
новую правовую культуру, правовое мышление и правосознание, как определенные
духовные инструменты перевоплощения социальной действительности [35, с. 248 –
249].
Новизна до сих пор неизвестных преобразований захлестывает все сферы социальной
жизни. Все эти преобразования указывают на «открытость» общества. Известно, что
впервые о проблеме открытости общества заговорил известный ученый XX века К.
Поппер. Для К. Поппера, открытое общество – это общество, в котором установлено
либерально-демократическое правление, в основе которого - идея верховенства
закона, идея равенства всех перед законом, а также неотъемлемое право человека
на свободу [131]. Все эти особенности открытого общества постепенно вписываются
в новые демократические государства, снимая с него старые одежды несовершенства
предыдущей системы. Вникая во все особенности открытого общества, можно сделать
вывод, что открытое и правовое общества тесно взаимосвязаны между собой. То
есть, говоря о степени совершенства правовой системы какого-либо государства и
об уровне правовой культуры индивидов общества, мы можем с уверенностью судить
о степени его «открытости».
Итак, что же такое правовая культура и какова ее роль в социальном обеспечении
судебной деятельности? Категория «правовая культура» состоит из множества
элементов, в частности: правовое поведение, правовая социализация, правовое
воспитание и т. д. Все они, в тоже время, являются производными правовой
системы, и представляют собой специфическое проявление в сфере формирования и
развития индивидуального правового сознания.
Правовая культура является частью общей культуры общества, продуктом культуры
правовой деятельности, в процессе которой реализуются и возобновляются
культурные ценности. Правовая культура, как разновидность общей культуры,
представляет собой систему ценностей, приобретенных человечеством в отрасли
права, и принадлежит к правовой реальности данного общества.
Правовая культура характеризуется степенью развития и юридической защищенности
прав и свобод личности, идеальности нормативного регулирования общественной
жизни, уровнем правового сознания общества, состоянием правопорядка и способами
его поддержания. Типовыми чертами демократической правовой культуры являются
демократизм, гуманизм, связь с разными отраслями социальной жизни, оптимальное
объединение коллективных и собственных интересов, справедливость, свобода,
равенство. Ей не свойственна социальная кастовость, снобизм, элитарный
авангардизм. С другой стороны, уровень развития правовой культуры, степень её
формирования в сознании и влияние на поведение людей, безусловно, зависит и от
деятельности правовых институтов [154, с. 45].
Правовая культура формируется на основе всесторонних глубоких знаний права, его
главных принципов и тенденций развития, понимания процессов реализации,
уверенности в необходимости всестороннего наращивания этих знаний в процессе
выполнения своей деятельности, мастерского умения использовать полный арсенал
юридических средств при рассмотрении любого юридического дела. Если правовая
культура является показателем уровня развития правовой деятельности, то
показателем уровня самой правовой культуры является степень ее
институционализации. Правовые институты, правовая система – самые важные
звенья, в которых правовая культура становится предметным воплощением, через
которые она влияет на правовые процессы. Поведение людей в границах правовой
системы считается институциональным, если оно отвечает доминирующим в данном
обществе примерам и нормам. Судебная власть не является исключением. Чем теснее
контакт граждан с системой судопроизводства, тем выше уровень правовой культуры
общества. Но что же получается на самом деле. По данным всеукраинского
мониторинга, проведенного киевскими учеными, уровень доверия населения к судам
достаточно низкий [179, с. 583]. В табл. 2.1 представлены результаты данного
исследования.
Таблица 2.1.
Мнения опрошенных о степени доверия судам (в %), 2002г.
1994
1998
2002
1. Совсем не доверяю
27
2. Скорее не доверяю
27
3. Трудно сказать, доверяю или нет
33
4. Скорее доверяю
10
5. Вполне доверяю

Продол