РАЗДЕЛ 2
ОСОБЕННОСТИ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЖИЛИЩА
2.1.Особенности формообразования мебели и оборудования
Жилая среда отличается цикличностью и ритмичностью происходящих в ней
процессов. Она чутко реагирует на изменение потребностей семьи и каж-дого ее
члена, потребностей различных возрастных групп потребителей. Это требует учета
при проектировании социально-демографических характеристик семьи; изменения
ее состава, происходящего многократно на протяжении существования
проектируемого объекта; потребностей различных семей; взаимосвязи всех видов
деятельности; влияния ценностных ориентации че-ловека и различных социальных
групп; влияния объекта проектирования на психофизиологическое состояние
человека и т. д.
Понимание особенностей восприятия пространства, форм мебели дает ключ к
визуальной организации ППС и формированию внешней формы каждого изделия в
отдельности.
Между социокультурными запросами общества и индустриальным производством
существуют определенные противоречия. С одной стороны, необходимо создавать
художественные формы мебели с разнообразием смысловых и эмоционально-образных
ее свойств, а с другой — требования индустриального производства вынуждают
проектировщика искать типовые решения на базе ограниченного количества
стандартных элементов. Это можно преодолеть, создавая методами промышленного
производства нестандартное эстетическое целое из стандартных элементов.
Образцы прекрасных форм из ограниченного числа типовых элементов мы встречаем
в природе. Поэтому сознательно или подсознательно в своем творческом поиске
проектировщики заимствуют у живой природы эти формы. Изучение и
использование принципов структурно-функциональной органи-зации живых систем
и принципов природного формообразования в художест-венном проектировании
расширяет возможности создания новых форм и конст-руктивных решений мебели.
Глубокое эстетическое осмысление новых и перспективных материалов,
оригинальных конструкций способствует использованию их в качестве
выразительного средства художественного проектирования. Создание
разно-образных форм мебели из ограниченного количества элементов
осуществляется по определенным правилам взаиморасположении и соединений
составных частей. Важное средство совершенствования многих типов и видов
изделий современного массового производства — применение комбинаторного
метода формообразования, позволяющего из многократно повторяющихся типовых
унифицированных элементов получать большое количество композиционных решений.
Целостность творческой деятельности проектировщика обеспечивает общие
взаимосвязанные принципы системного подхода, а также свойства художественных
решений, проявляемые во взаимоотношении между отдель-ными аспектами процесса
художественного творчества. Качественную сторону творческого процесса по
формообразованию мебели характеризуют следующие свойства процесса
художественного проектирования: связь формы и содержания; соотношение
уникального и типового; соотношение эстетического и стандартного; единство и
противоположность индивидуального и массового; взаимообусловленность
эстетического и утилитарного; взаимоотношение субъективного и объективного;
взаимосвязь персональности и имперсональ-ности; взаимоотношение
коммуникабельности и конкурентности; взаимоотношение эстетического и
социального; взаимоотношение эстетического и экономического;
взаимообусловленность эстетического и психофизиологического; соотношение
эстетического и коммуникативного; соотношение эстетического и
художественного.
Следовательно, основной метод процесса художественного проектирования —
преодоление противоречий между эстетическим и экономическим, эстетическим и
стандартным, индивидуальным и массовым, персональным и имперсональным,
уникальным и типовым.
При формировании художественных решений мебели важна проблема процесса
творчества, раскрытие хода мышления проектировщика в творческом процессе.
Многовековой опыт человеческого развития подтверждает, что ни один из
избранных художником способов решения той или иной творческой проблемы не может
считаться незыблемым и неприкосновенным, ибо нет такой вещи на свете, которую
нельзя было бы совершенствовать.
Понимание художественных форм мебели, полноты и цельности ее восприятия
зависят не только от самого объекта и профессионального мастерства
проектировщика, но и от потребителя: уровня его жизненного опыта,
худо-жественного вкуса, мировосприятия. От того, насколько возникший в
сознании потребителя художественный образ адекватен задуманному
проектировщиком, зависит результат мастерства и творчества. Поэтому на стадиях
внешнего и внутреннего проектирования при поиске художественного образа
проектировщику очень важно понимать и ярче выражать с помощью
архитектурно-художественных средств содержательность, визуальную целост-ность
и определенность разрабатываемых изделий. От мастерства проек-тировщика и его
творческих установок зависит в конечном итоге вырази-тельность и
комфортабельность мебели, создание оптимальных условий жизне-деятельности
человека.
Потребность в мебели — одна из важных социальных потребностей человека. Мир
предметов отражает человеческий мир, в материальных элементах ППС
опредмечиваются социальные отношения людей. Если человек черпает все свои
знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого ми
- Київ+380960830922