Ви є тут

Міжбюджетні відносини в структурі державних фінансів

Автор: 
Карпухно Ірина Олександрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
3405U002577
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
2.1 Сущность и составляющие механизма межбюджетных отношений
Трансформация государственных финансов в транзитивной экономике требует
современных концептуальных подходов к пониманию и реформированию межбюджетных
отношений как к важному процессу взаимодействия центра и местных органов власти
и, соответственно, государственного и местных бюджетов.
Экономическое содержание межбюджетных отношений в последние годы претерпело
значительные изменения и развитие. По мнению украинского экономиста В.Кравченко
межбюджетные отношения – форма взаимосвязей и взаимозависимостей между
отдельными звеньями местных бюджетов, а также между местными бюджетами и
государственным бюджетом Украины[36,с.257].
С точки зрения К.Лайкама, межбюджетные отношения включают:
- деление и правовое закрепление между дифференцированными уровнями
ответственности за выполнение отдельных социальных и экономических функций;
- определение величины налогов, которые обеспечивают выполнение полномочий,
закрепленных за каждым уровнем бюджетной системы;
- установление и правовое закрепление источников доходов бюджетов всех уровней;
- все формы поддержки регионов [90].
Такие украинские ученые, как В.Опарин, В.Малько, С.Кондратюк придерживаются
совершенно иного подхода к определению сущности межбюджетных отношений –
рассматривая межбюджетные отношения как внутренние бюджетные потоки, которые
отражают перераспределение доходов и расходов между бюджетами [35, с.17].
Внутренние бюджетные потоки ограничены рамками бюджетной системы: движением
регулирующих налогов, бюджетными трансфертами, включая субвенции и дотации,
передаваемые в другие бюджеты и внебюджетные фонды. Внешние бюджетные потоки
вызваны платежами в бюджет налогоплательщиков, финансированием из бюджета
предприятий, организаций, учреждений и граждан. Как составляющую бюджетного
регулирования рассматривает межбюджетные отношения украинский ученый Н.Бак
[91].
Основное внимание украинских экономистов уделяется проблемам обеспечения
бюджетов финансовыми ресурсами. И дискуссии по вопросам реформирования
межбюджетных отношений в Украине разворачиваются, в основном, вокруг проблем
доходной части местных бюджетов, что нашло отражение в Бюджетном кодексе
Украины. В этом Законе дано понятие межбюджетных отношений как отношений между
государством, Автономной Республикой Крым и местным самоуправлением по
обеспечению бюджетов финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения ими
функций, предусмотренных Конституцией Украины и законами Украины (ст.81) [46].
По своей сущности понятие межбюджетных отношений не ограничивается только
финансовыми отношениями по обеспечению доходов, а, следовательно, оно требует
уточнения. Критический обзор и исследование различных толкований термина
межбюджетные отношения позволяет сделать вывод, что официальное толкование,
данное в Бюджетном кодексе, на наш взгляд, не носит завершенного характера.
Принимая во внимание, что основой межбюджетных отношений является разграничение
доходов и расходов между звеньями бюджетной системы, проведенное в соответствии
с распределением полномочий органов государственной власти и местным
самоуправлением, можно дать следующее определение понятию межбюджетные
отношения.
По нашему мнению, межбюджетные отношения – это отношения между государством и
местным самоуправлением по разграничению доходных источников и расходных
обязательств между бюджетами различных уровней в соответствии с распределением
полномочий органов государственной власти и местным самоуправлением для
выполнения ими функций, предусмотренных Конституцией Украины и законами
Украины. Разделение полномочий между ветвями власти и местным самоуправлением
должно быть закреплено в Конституциях и других законах. Объективной пропорцией
распределения доходов между разными уровнями структур власти должно быть
соотношение функций, которые они будут исполнять [92]. Государство и местное
самоуправление распределяют между собой задачи и ответственность за
предоставление общественных услуг. Исходя их этого, одной из задач организации
межбюджетных отношений является обеспечение соответствия расходов и доходных
поступлений, как условия создания эффективных межбюджетных связей. Гарантией
финансирования расходов является предоставление бюджетам соответствующих
доходных источников, достаточных для выполнения их функций. Концептуальные
подходы к разграничению расходов между звеньями бюджетной системы нашли
отражение в принятом в марте 2001 г. Бюджетном кодексе Украины.
На формирование межбюджетных отношений в стране влияют объективные и
субъективные факторы. К объективным факторам можно отнести уровень
социально-экономического развития регионов, что объясняется разницей в уровне
жизни населения, хозяйственной специализацией, различным налоговым потенциалом
областей.
Система межбюджетных отношений зависит от политической системы государства,
политических институтов государства, культуры и методов сбора и расходования
поступлений от налогов. Главным субъективным фактором формирования межбюджетных
отношений является политический, который включает политическую нестабильность в
регионах, частые изменения лидерства разных политических партий, большое
внимание к политической борьбе, отвлекающее от решения экономических и
хозяйственных заданий. Другим субъективным фактором является возможность
формирования бюджетов и предоставления межбюджетных трансфертов не на
объективной основе.
Современное состояние межбюджетных отношений в Украине следует рассматривать в
истор