РАЗДЕЛ 2
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ И ВЫБОРА ЭФФЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
МАШИНАМИ И МЕХАНИЗМАМИ
2.1. Методика оценки стоимости обеспечения строительного проекта средствами механизации при покупке
2.1.1. Оценка факторов влияющих на стоимость обеспечения машинами и механизмами
Любые инвестиции в средства механизации обычно содержат дополнительные будущие затраты на поддержание его в рабочем состоянии, усовершенствование и замену в будущем. Такие будущие затраты, на которые строительное предприятие само себя обрекает, следует рассматривать уже на прединвестиционной стадии реализации строительного проекта [6;25;47;153;171;174]. Наиболее разумная оценка инвестиций в средства механизации исходит из рассмотрения всех основных предсказуемых на момент анализа затрат. Для того чтобы выбрать эффективный способ обеспечения строительного проекта машинами и механизмами, необходимо оценить затраты и выгоды по сегодняшним данным, исходя из количества часов работы оборудования.
Одной из главных задач руководства строительного предприятия является обоснование решения относительно выбора оптимальных для конкретных финансово-экономических условий форм финансирования обеспечения недостающих ресурсов, а именно строительных машин и механизмов. В связи с этим следует рассмотреть возможные способы их обеспечения и изучить факторы, определяющие стоимость эксплуатации средств механизации при этих способах обеспечения. Все факторы можно разделить на две группы: экономические и организационно-технологические (рис.2.1). Под экономическими факторами понимаются существенные обстоятельства, которые принимаются во внимание при
Рис.2.1 Факторы, которые необходимо учитывать при оценке стоимости эксплуатации машин и механизмов при покупке
принятии экономических и финансовых решений. Так при рассмотрении покупки как возможного способа обеспечения, возникает необходимость принятия решений по выбору:
- способа финансирования: собственные средства, сформированные за счет нераспределенной прибыли и амортизационных отчислений; смешанное финансирование;
- метода амортизации (применение ускоренных методов амортизации позволяет существенно ускорять процесс формирования собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников, т.е. способствует росту возвратного чистого денежного потока в предстоящих периодах) и т.д.
Под организационно-технологическими факторами понимаются существенные обстоятельства, движущая сила в процессе организационных, технических и технологических мероприятий, реализация которых обеспечивает достижение конечного результата строительства - ввода в действие объекта в установленные сроки при требуемом качестве и стоимости. То есть эти факторы связаны с организацией и технологией строительного производства.
Таким образом, стоимость обеспечения реализации строительного проекта средствами механизации складывается из таких затрат:
Стоимость покупки (С) машин и механизмов. Покупка нового оборудования может осуществляться за счет накоплений, образовавшихся в результате деятельности или собственных финансовых средств, полученных в результате мобилизации внутренних активов (часть оборотных активов изымается из основной деятельности и пускается на финансирование). Но большинство закупок оборудования требует оттока значительных сумм денег. Поэтому во избежание значительных капиталовложений большинство закупок осуществляется за счет банковских кредитов и финансового лизинга. Экономисты строительного предприятия должны решить, какой способ финансирования покупки выбрать: собственные или смешанное финансирование, финансовый лизинг (см. 2.2).
Амортизационные отчисления на полное восстановление (А). Выбор амортизационной политики влияет на окупаемость капитальных вложений. Амортизационные отчисления являются одним из основных источников инвестиционных ресурсов, используемых на приобретение, реновацию и модернизацию основных средств. Так как величина (А) зависит от метода начисления, следовательно, это необходимо учитывать при анализе затрат. В разделе 3.1. рассмотрены все возможные методы начисления амортизации, на основе расчета конкретного примера получены результаты и сделаны выводы.
Начисленная амортизация может использовать для получения налоговых льгот (Эа) на весь срок использования средств механизации. В общем виде величина затрат и выгод при начислении амортизации, как считает автор, зависит от методов, используемых для определения износа, и существующих налоговых законов:
, (2.1)
где Аt - величина амортизационных отчислений в период t, грн.;
С - первоначальная стоимость машины, грн.;
ОСt - остаточная стоимость объекта по t-ому методу начисления износа, грн.;
n - период, на протяжении которого амортизируется объект, лет;
На - годовая норма амортизации по t-ому методу начисления износа, %;
Л - ликвидационная стоимость по t-ому методу начисления износа, грн.
Налоговые льготы за счет начисленной суммы амортизации (Эа):
. (2.2)
Затраты, связанные с правом собственности (Пмг) или налог с владельцев транспортных средств [76;77;143]. Затраты, связанные с правом собственности являются источником финансирования строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и поэтому эти затраты имеют место даже тогда, когда оборудование не используется, автор предлагает оценивать их:
, (2.3)
где Пр - сумма налога на транспортные средства за год, исходя из ставки налога на год, в соответствии с действующим законодательством, грн.;
Тнр - годовой нормативный срок эксплуатации строительных машин и механизмов, определяемый по среднегодовой нормативной наработке видов строительных машин и транспортных средств, приведенной в приложении 13 к ДБН В.8-3-95 "Т