РАЗДЕЛ 2
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ И ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
2.1. Оригинальное политическое развитие и парламентаризм
Уровень политического развития в отдельных регионах и государствах может значительно отличаться ? "наследие прошлого ограничивает количество вариантов, из которых надо выбирать" [26, с. 291]. Термин "оригинальное" политическое развитие появился как характеристика перехода западной цивилизации от традиционного уровня развития к индустриальному [145, с. 173?174]. Государства оригинального (первичного) политического развития отличаются высоким уровнем индустриализации и стабильным экономическим развитием (при широком использовании неорганических энергетических источников); высоким качеством жизни населения, сочетающимся с меритократическими политическими институтами. Развитие государств первичного развития привело к социальной и территориальной мобильности их граждан, взаимозависимости внутригосударственной и межгосударственной экономики.
Страны оригинального развития являются сугубо демократическими государствами. По убеждению Р. Рэйгана "любая демократия является системой ограничения государственной власти, в результате которого политика и правительство играют лишь второстепенную роль по сравнению с подлинными ценностями жизни, которыми выступают семья и вера" [146, с. 23]. Такого типа цивилизационные характеристики общества западные политологи связывают с религиозной культурой ? из 85 государств, которые определяются как "свободный мир", в 76 исторически преобладает христианская религия (основным ареалом распространения демократии остаются Европа ? 24 государства и Америка ? 22 "полностью демократические" и 12 "частично демократические"); соответственно, "в наименьшей степени демократия получила распространение в исламском мире: из 41 относящихся к нему страны, лишь 1 характеризуется как "свободная", 14 расцениваются как "частично демократические", 26 как недемократические" [138, с. 174].
В западных политических системах уровень демократичности определяется самостоятельностью, определенной независимостью высших государственных органов друг от друга, закрепленных в конституциях (положения которых, однако, не всегда соответствуют политической практике), а стабильность ? способностью компромиссного распределения властных ресурсов между различными институтами системы. Разделение властей предполагает существование особого высшего представительного института власти, принимающего политические решения от имени нации, отделенного от иных высших государственных органов правления и управления, который избирается населением на общенациональных выборах ? парламента. Современный уровень развития западной демократии предполагает наличие парламентаризма ? существования принципов функционирования и устройства парламента с одним из основных элементов ? независимостью депутатов от избирателей.
Появление парламентаризма в его понимании как верховенства парламента связано с государственным устройством Великобритании, а появление парламентаризма в Англии ? с деятельностью феодальной буржуазии, которая повлекла ограничение абсолютной власти монарха и принятие Великой хартии вольностей. Однако считается, что только в середине XIX в. британские институты власти "из аристократических придатков королевского двора превратились в систему, способную вводить в действие и осуществлять законы, касающиеся здравоохранения, образования, охраны труда, а также взимать налоги, из которых должны были финансироваться новые структуры социальной сферы" [26, с. 174].
Английский парламент является высшим авторитетом: сами британцы называют парламент "пульсирующим сердцем политической жизни страны" [147, с. 55]. Устройство парламента Великобритании во многом отражает характерный англичанам консерватизм. Британский парламент состоит из трех ветвей: Палаты лордов, Палаты общин и Короны. Полномочия парламента не ограничены определенным кругом вопросов, по которым он может принимать законы и никакой иной государственный орган или должностное лицо не имеют права принимать законы без специального на то разрешения парламента. Полномочия палат значительно различаются: верхняя палата осуществляет преимущественно консультативные функции, а нижняя ? Палата общин обладает широкими полномочиями в законодательной сфере, контрольными функциями и финансовыми полномочиями (установленными Биллем о правах 1689 г.) [147, с. 56?57].
Палата лордов не имеет права вето на принятые иной палатой законы (с 1911 г.), но обладает правом отсрочки введения их в действие. Палата лордов, кроме того, является высшей судебной инстанцией. Причем с 1999 г. наследственные лорды утратили право заседать в парламенте. Причиной проведения данной реформы современные западные политологи называют нежелание правительства Англии предоставить верхней палате "законное право противостоять палате общин, которая неизменно поддерживает законопроекты, вносимые действующим правительством" [26, с. 321].
В парламентской практике Британии впервые появились многие применяемые в современности конституционные процедуры и механизмы (например, обращения депутатов с запросами к главе правительства, министрам). Важнейшей функцией парламента называют создание или уничтожение политических репутаций ? "члены палаты постоянно оценивают политический вес действующих министров и потенциальных", "министр может получить формальный вотум доверия, но утратить свой статус, если в ходе дебатов не сумеет отстоять свою позицию" [26, с. 319].
В британском парламенте депутаты, как правило, голосуют в соответствии с предписаниями партийного руководства, так как "только солидарное голосование может обеспечить их партии сохранение контроля над правительством". Наглядно демонстрируют такую практику слова одного из членов лейбористского кабинета: "Если мы не будем знать результатов голосования до заседания палаты, то заведем демократию бог знает куда" [26, с. 318].
Как пишет М. Вебер, в Англии "господствующая партия... нуждалась