Глава 2. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ
СОДЕРЖАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ПРЕДМЕТОВ....... 90
2.1 Экспериментальная программа поликультурного
воспитания старшеклассников.................................. 90
2.2 Ход экспериментальной работы.......................... ...... 120
2.3 Результаты экспериментальной работы и их
анализ............................................................... 162
Выводы ко второй главе......................................... 174
ВЫВОДЫ............................................................177
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......... 182
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................... 199
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования и степень научной разработки темы. Начало столетия - время осмысления прошлого накопленного человеческого опыта и формирования новой парадигмы образования и воспитания. Этот поиск присущ мировой системе образования в целом и ее национальным структурам, в частности.
Педагогическая наука реагирует на изменение ценностей и целей образования, утверждая разработку и перспективы развития гуманистической парадигмы образования, где в качестве основы выступает идея достижения ценностных смыслов - общечеловеческих и национальных.
В Украине проблема поликультурного воспитания и образования приобрела особую актуальность, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой в содержании образования характерны усиление этнизации, возрастание роли родного языка обучения и идей народной педагогики. В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а, с другой - препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов.
Важность поликультурного воспитания прослеживается в современных концепциях образования и воспитания в Украине. Так, Государственная национальная программа "Освіта" (Україна ХХІ ст.) обращает внимание на важность "прищеплення шанобливого ставлення до культури, звичаїв, традицій всіх народів, що населяють Україну" [48]. Одним из принципов формирования всесторонне развитой личности, отмечается в Концепции эстетического воспитания, является приобщение детей к изучению истории родного края, его фольклора, быта, художественно-эстетических традиций на основе аккумуляции художественного опыта поколений определенного региона, этнической группы, народа в целом при равноправности "інонаціонального й національного компонентів" [76].
Важной предпосылкой развития поликультурного образования в Украине является становление гражданского демократического общества, в котором проявляется открытость по отношению к другим странам, народам и культурам. В Национальной доктрине развития образования в Украине в ХХІ столетии делается акцент на осуществлении "формування особистості, яка усвідомлює свою належність до українського народу, сучасної європейської цивілізації, орієнтується в реаліях і перспективах соціокультурної динаміки, підготовлена до життя і праці у світі, що змінюється, виховання людини демократичного світогляду, яка поважає громадянські права і свободи, традиції народів і культур світу, національний, релігійний, мовний вибір кожної людини" [102,5].
Поэтому поликультурная педагогика перспективна для гражданского воспитания в условиях многонационального государства. Как отмечает ведущий эксперт в области поликультурного воспитания Дж. Бэнкс, "поликультурное воспитание - это не только сугубо этническое явление, но и процесс, направленный на подготовку активных граждан в тревожном и этнически поляризованном мире" [170, 22].
Важная социально-политическая детерминанта развития поликультурного образования - интенсивное развитие интеграционных процессов как важной составной развития современного мира, а также стремление Украины и других стран интегрироваться в мировое и европейское социально-культурное и образовательное пространство, сохранив при этом национальное своеобразие.
Процессы интеграции способствуют превращению Европы в многоязычное поликультурное сообщество, в котором все культуры имеют равные права. С увеличением контактов между государствами усиливается мобильность людей, их мотивация к установлению и поддержанию контактов внутри своей страны и за рубежом.
Наряду с этим, как указывалось выше, усиливается проблема сохранения национально-культурного своеобразия, что наиболее ярко проявляется в понимании сути поликультурного образования.
Существенное влияние на развитие поликультурного образования в различных странах мира оказывают процессы, происходящие сегодня непосредственно в системе образования: взаимодействие воспитания, образования и культуры стало фактором социальной жизни, её нормой, продиктованной самим определением культуры.
Культура - это среда, растящая и питающая личность, выступающая в качестве универсального механизма ее формирования.
В соответствии с приоритетами общечеловеческих ценностей значимость личности человека в развитии общества определяется его культурой. Вот почему для сегодняшней школы столь важной становятся культуротворческая и культуроформирующая функции. Их назначение - в развитии личности ребенка от индивидуального до духовно-практического опыта нации и всего человечества. Приоритет в воспитании приобретает воспитание человека культуры, способного к самоопределению, стремящегося к самореализации, ценящего духовные и материальные богатства, накопленные человечеством, чуткого к постоянно меняющемуся миру и способного творчески обогатить его.
Данные вопросы освещаются в работах В.Библера, И.Гончарова, И.Зязюна, И.Беха О.Сухомлинской, Н.Миропольской, О.Рудницкой, З.Шевченко.
Поликультур