Раздел 2. Экспериментальную часть нашего исследования мы построили как избирательную проверку некоторых аспектов разработанной модели или, иначе говоря, как выявление таких параметров психических состояний, возникающих при восприятии кинематографического видеоряда, которые могли бы подтвердить некоторые базовые положения нашей модели.
В построении экспериментов мы опирались на методологические идеи субъектно-деятельностного подхода (С.Л.Рубинштейн и его школа). Так, согласно В.Н.Дружинину, реализация этого подхода в приложении к эксперименту состоит в понимании его как совместной деятельности исследователя и испытуемого [63]. По его мнению, чем более высокий уровень психической регуляции подвергается исследованию, тем менее возможно "фиксировать" испытуемого в позиции безличного объекта. Это означает, что к более высоким уровням неприложимы традиционные стимул-реактивные схемы эксперимента, где получаемые эмпирические факты - это наблюдаемые исследователем внешние поведенческие реакции, возникающие у испытуемого в ответ на экспериментальные воздействия. Такие уровни невозможно полноценно изучать строго извне, как объекты, которым субъект-наблюдатель внеположен (поскольку объективно одному из двух потенциальных субъектов-наблюдателей - испытуемому - они не внеположны, а для другого - экспериментатора - они, в силу отсутствия прямого доступа, вообще не могут быть объектами наблюдения в прямом смысле слова). Поэтому данные уровни требуют подключения субъекта-испытуемого к их совместному с исследователем изучению, что методологически означает признание необходимости элементов контролируемого самонаблюдения для их изучения. Обоснованием адекватности привлечения этого метода в нашем случае может быть также определенная соприродность его и процесса самого эстетического восприятия (в частности, или даже в особенности, киновоспрития) [157], [191].
Таким образом, ввиду того, что наше исследование касалось не низших, психофизиологических уровней воздействия киновидеоряда на зрителя, а уровня сознания и самосознания, направлять эмпирическое исследование на фиксацию поведенческих реакций было некорректно. Поэтому помимо стандартизованных тестовых методик мы сочли необходимым использовать субъективные отчеты испытуемых, - как в виде свободных описаний состояний, вызванных демонстрацией визуальных изображений или кинофрагментов, так и в виде их формализованных описаний посредством шкалирования своих состояний или ответов на вопросы анкеты.
Исследование проводилось нами по двум направлениям, каждое из которых было посвящено одному из уровней видеоряда: 1) уровню отдельных кадров; 2) уровню монтажа кинокадров. Одновременно стратегия исследования строилась как последовательность из нескольких шагов, начиная от подтверждения в общем виде оснований модели и кончая проверкой прогностической силы модели в определении возможного психологического эффекта тех или иных видов монтажа видеоряда.
Первый шаг состоял в проверке способности визуального изображения не только сообщать зрителю определенную информацию, но и определять своей структурой режим реализуемой при этом психической деятельности. Одновременно мы проверяли возможность интерпретировать такую способность изображения как такую, которая обуславливается воссозданием определенной формы рефлексии зрителем своих психических процессов, т.е. некоторой формой самонаблюдения. Также мы выявляли те структурные свойства изображения, которые определяют усиление или ослабление рефлексивности психических состояний, возникающих при восприятии изображения. В качестве материала мы использовали как схематические геометрические рисунки, так и фотокопии кинокадров.
Второй шаг должен был смоделировать ту реальность, которая может выполнять функции психологической связки между чередующимися кинокадрами в монтаже. Методически мы использовали при этом известную экспериментальную схему Д.Н.Узнадзе, в которой многократная перцепция человеком однотипных объектов позволяет сделать "видимым" психологический эффект, возникающий при перцепции и одного объекта, однако являющийся, по-видимому, слишком слабым, чтобы его можно было отчетливо зафиксировать. Такое "последействие" предъявляемого человеку объекта (которое в школе Д.Н.Узнадзе обозначается понятием "установка") определяет особенности восприятия следующего объекта и тем самым объективно оказывается психологической связкой двух актов перцепции, что, на наш взгляд, позволяет трактовать ее как психологический механизм монтажа кинокадров. Напомним при этом, что установку мы понимаем как феномен, родственный апперцепции (Таблица 1.2), которая есть "рефлективное познание ... внутреннего состояния", "воспроизводящего внешние вещи" [99, с.406], и поэтому может считаться явлением, родственным самонаблюдению.
Третий шаг состоял в экспериментальном исследовании психологического эффекта, производимого различными формами монтажа при примерно одинаковом характере используемых кадров. Мы провели сравнительный качественный анализ состояний, возникающих под воздействием разных типов монтажа. Благодаря этому мы получили возможность проверить и уточнить различные аспекты нашей модели механизмов психологического воздействия киновидеоряда.
Особенностями методов определялся возраст выборки участников экспериментов. Испытуемые должны были, с одной стороны, обладать способностью давать компетентные ответы, и для этого иметь достаточный уровень развития рефлексии. С другой стороны, они не должны были обладать узким, вполне сформировавшимся спектром предпочтений в восприятии кинематографа. Наиболее соответствующим этим требованиям контингентом оказались лица студенческого возраста, из которых мы и брали испытуемых. В целом в экспериментах приняли участие 323 студента I-V курсов нескольких вузов г. Донецка, гуманитарных, естественнонаучных и экономических специальностей.
3.1. Экспериментальное исследование механизмов психологического воздействия отдельного кадра
Данная часть исследования была р