Ви є тут

Зовнішньополітична стратегія США щодо Турецької Республіки

Автор: 
Ірхін Олександр Анатолійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U001373
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И КРИЗИС МОДЕЛИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ США В ОТНОШЕНИИ
ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1. США и Турция: взаимодействие от первых контактов до сотрудничества в
биполярном мире
Процесс формирования внешнеполитической стратегии включает в себя исторический
опыт, заключающийся в установлении контактов между её субъектом и объектом,
подписании договоров и вытеснении интересов других государств. Исторический
экскурс в исследовании дается для выявления постоянных механизмов
взаимодействия западной цивилизации с Турцией.
Первые контакты между Турцией и США восходят к периоду подписания торгового
соглашения 1830 года. Вопрос о торговом соглашении стал предметом переговоров
между Уильямом Бейнбриджем, капитаном американского судна «Джордж Вашингтон»,
вошедшего 9 ноября 1800 года в Стамбульский залив, и турецкими представителями
[17, с.171, 248, р. 7-9].
Однако, из-за противодействия других держав, которые, как и США, стремились
закрепиться на османском рынке, соглашение было заключено лишь спустя 30 лет.
Статья 1 подписанного 7мая 1830 года между США и Османской империей договора о
торговле и транспорте признавала за американскими кораблями и предпринимателями
право «наиболее благоприятной нации». Это означало, что американцы пользовались
наряду с другими европейцами огромными привилегиями.
После вступления Османской империи в Первую мировую войну отношения между
Турцией и США переживают множество конфликтов и противоречий, однако внешняя
политика Соединенных Штатов Америки была весьма сдержанной. Соединённые Штаты
официально не объявили войну Турции. По данным Морского министерства, главной
причиной, почему правительство США не объявило войну Турции, были торговые
интересы в Османской империи, а также деятельность американских миссионеров и
американских учебных заведений. Правда, весной 1917 года, после вступления США
в мировую войну, Вудро Вильсон сделал заявление о том, что «турки убийцы
христиан, должны быть изгнаны из Европы» [135, c.144]. Такое резкое заявление
было, очевидно, реакцией президента на национальную политику турецкого
правительства и организованные в 1915 году этнические чистки армян и
притеснение других национальностей.
Однако в целом такая политика выгодно отличалась своей внешней
привлекательностью от английской, которая не изменилась и сводилась к открытой
защите своего капитала и других интересов Великобритании в регионе.
В январе 1918 года президент США В.Вильсон обратился с посланием к конгрессу,
перечислив в 14 пунктах предлагаемые им условия мира. Это послание явилось
основой американской программы окончания Первой мировой войны.
12 пункт В.Вильсона касался Турции. Черноморские проливы – Дарданеллы и Босфор
– предлагалось открыть не только для торговых, но и для военных судов всех
стран. Указанный пункт касался также национальных проблем Турции, в частности
он гласил: «Турецкие части Османской империи в современном её составе, должны
получить обеспеченный и прочный суверенитет, но другие национальности, ныне
находящиеся под властью турок, должны получить недвусмысленную гарантию
существования и абсолютно нерушимые условия автономного развития»[135, c.145].
18 января 1919 года в Париже открылась мирная конференция, которая формально
продолжалась до января 1920 года, но уже с октября 1919 года американские
делегаты перешли на положение наблюдателей, в ноябре они вышли из всех комиссий
(кроме репарационной), а в декабре совсем покинули Париж.
На Парижской мирной конференции вопрос о разделе Османской империи стал одним
из центральных. Государство было уже условно поделено между победителями.
Американская делегация очень сдержанно отстаивала свою подмандатную территорию,
которая по договорённости с союзниками должна бала перейти американцам –
«Константинополь, проливы и Армению». Однако сдержанность американцев в
отстаивании своих интересов была ещё больше подавлена нежеланием, в первую
очередь, англичан и французов разделять с американцами ответственность в
регионе.
Соединенные Штаты Америки отказалась отстаивать свои интересы в этом регионе,
вернувшись к апробированной доктрине изоляционизма. Государство вернулось к
политике доктрины Монро, но интересы крупного американского капитала требовали
другого, принципиально нового подхода. Так, еще в 1919 году руководство
компании «Стандарт Ойл» просило Госдепартамент принять меры для защиты её
интересов в этом регионе.
США отправили две комиссии в этот регион для определения и обследования
внутренней ситуации. Комиссия Кинга-Крейна и комиссия во главе с генералом
Харбордом. Обе работали для достижения прямого обращения турок к американцам,
заключающегося в принятии мандата США.
Так, созданная 22 августа 1919 года американская комиссия Кинга – Крейна, имела
своей целью содействовать установлению мира и нового политического порядка на
Среднем Востоке. Выводы комиссии были использованы в докладе американской
делегации на Парижской мирной конференции, в котором предлагалось создать в
Турции три подмандатные территории – в Стамбуле, в Армении и на других
территориях [292].
Также целью комиссии Кинга-Крейна было обследование и выяснение отношения
местного населения в Сирии, Палестине и в других районах в бывшей Османской
Империи к англичанам, французам, американцам.
Комиссия Кинга – Крейна не ограничилась данными ей поручениями обследовать
Сирию. Она предложила передать США мандаты так же на Армению, на Анатолию с
Киликией и на Константинополь [292].
Другая американская комиссия, во главе с генерал–майором Джемсом Харбордом,
имела от президента Вильсона поручение исследовать Турецкую Армению и