Ви є тут

Мораль в інформаційному суспільстві

Автор: 
Семиколенов Віктор Миколайович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U002770
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ II
ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНОЙ ПРЕЗУМПЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОМИНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
2. 1. Взаимодействие морали и информации
В буквальном смысле слово «презумпция» обозначает признание факта достоверным,
пока не будет доказано обратное. Говоря о моральной презумпции, мы имеем в виду
принятие определенных моральных стандартов как нормы, как чего-то естественного
и само собой разумеющегося. В определенном смысле моральную презумпцию можно
понимать как легитимацию моральной нормы. Однако проблема в том, что в
современном мире моральной нормой стало то, что еще несколько десятилетий назад
нормой не являлось. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных со
спецификой формирования моральной нормы в информационном обществе, с
взаимодействием морали и информации, а также с возможностями воздействия на
мораль с помощью информационных технологий.
Определив основные существенные черты информационного общества, его
экономическую, политическую и стратегическую направленность, а также неизбежно
порождаемые ею изменения в представлениях о целях, ценностях и смыслах бытия,
мы получаем возможность анализировать в данном разделе исключительно
информационное воздействие на мораль и культуру, морально-нравственное
сознание, поскольку реальность, стоящая за этим информационным воздействием,
насколько позволяли рамки проводимого исследования, описана нами в предыдущем
параграфе.
Влияние и определяющее значение информации в окружающем нас мире признается
многими авторами. В современном мире информация становится предметом массового
потребления у населения. Формируется рынок информации и знания как фактора
производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала. Происходит
интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет
более быстрыми темпами, чем остальные отрасли. «При этом, по словам
И.С.Мелюхина, - движение к информационному обществу становится общей тенденцией
как для развитых, так и для развивающихся стран» [138].
По мнению Р.Ф.Абдеева, информация превратилась в необычайно широкое понятие,
«встав в один ряд с такими категориями, как материя и энергия, и продолжает
раскрываться все шире и глубже» [1; 161]. Ю.А. Нисневич считает, что понятие
«информации» относится к числу таких общефилософских категорий, как
пространство, время, движение, энергия. Информация рассматривается им как
уникальный ресурс, создаваемый самим обществом в процессе его жизнедеятельности
[147; 175].
В зависимости от области знания, в которой проводилось исследование, понятие
информации получает множество самых различных определений. Так, Н.Винер
полагал, что информация - это обозначение содержания, полученного от внешнего
мира в процессе приспособления к нему наших чувств [34; 15]. К.Шеннон считал,
что информация - это коммуникация и связь, в процессе которой устраняется
неопределенность [233]. По Г.Кастлеру, информация есть случайно запоминаемый
выбор варианта из многих возможных и равноправных. А.Д.Урсул определяет
информацию как отраженное разнообразие [40]. Однако наиболее важен вопрос о
соотношении многостороннего знания и неразрывно связанной с ним информации в
контексте социума. Знание только тогда принимает информационный характер, когда
перед системой ставится проблема выбора из многообразия возмущений тех, что
полезны системе, что, по выражению В.Г.Афанасьева, ограничивает внешнее
многообразие, одновременно расширяя многообразие внутреннее [8; 23].
В информационном обществе приобретает особое значение деятельность, связанная с
производством, потреблением, трансляцией и хранением информации, в то время как
осмыслить эту информацию, по причине прежде всего ее огромного объема и
противоречивости, стало довольно затруднительно. Поэтому возникает вопрос - как
соотнести индивидуальное бытие личности и почти автономное от человека бытие
информации, в которую он неизбежно оказывается вовлечен с помощью СМИ,
телевидения, Интернет и информационных технологий, которые на сегодняшний день
во многом определяют как индивидуальное и общественное самосознание, так и
самосознание культуры. Представляется также необходимым соотнести
индивидуальную и общественную мораль, общекультурные ценности и их иерархию.
Нравственное сознание в информационном обществе формируется в той реальности,
которую это общество создает – избыточность информации, информационное
загрязнение, информационное манипулирование индивидуальным и массовым
сознанием, а также присутствие в информационных потоках явно не нейтральной в
моральном отношении информации, а зачастую – откровенно аморальной (призывы к
насилию, порнография и т.п.). Эта информация открыта практически для каждого, в
том числе и для юношества. В подобной ситуации формирование
морально-нравственного сознания становится одновременно и очень сложной, и
чрезвычайно актуальной задачей.
Однако несмотря на избыточность, агрессивность информационных потоков, в
моральное сознание вхо­дят также такие специфически личные способы мышле­ния
(воления и переживания), которые позволяют инди­виду в какой-то мере
самостоятельно направлять свою деятельность (мотивы, самооценки, чувственные
побуж­дения и переживания смысла своих действий), а также то, что относится к
таким явлениям, как личная ответствен­ность, достоинство, совесть и др..
Применительно к нравственному сознанию мы можем говорить не только о правилах и
законах индиви­дуально-массовых действий (нормы, принципы), но и о таких общих
понятиях, которые позволяют социальному субъекту с особой, моральной точки
зрения рассматри­вать социальную действительнос