РАЗДЕЛ III Возможности и реалии харизматического процесса
в современной Украине
3.1. Украинская ментальность в контексте культурной легитимации
харизматического процесса…. ……………..……………………………..……..138
3.2. Социокультурный кризис в оценках украинского общества как фактор
харизматического процесса……………………………………………………….149
3.3. Харизматическая составляющая президентских выборов в
Украине 2004 года………………………………………………..…………..……154
ВЫВОДЫ К III разделу…………………………………….……….….….……...163
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………...……165
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..………….………173
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Социальная история тесно переплетается с деятельностью
харизматических личностей. Уровни проявления и последствия этой деятельности
могут быть весьма разнообразными, внося заметные коррективы в социальную и
политическую жизнь. В одном ряду с пророками и освободителями оказываются
тираны и узурпаторы. Харизматическая личность получает признание как великая,
неординарная, особенно когда последствия ее деятельности связаны с большими
людскими жертвами. Иногда харизма несет в себе признаки магического,
демонического, присущего потустороннему миру, постичь и проанализировать
который сложно вследствие его эфемерности и неопределенности. Также понятие
харизмы получило широкое распространение в повседневной жизни, что низвело его
до синонима популярности, известности, личного обаяния, таланта.
Харизматическими личностями называют видных политиков, артистов, руководителей
религиозных течений и других известных личностей.
Особую актуальность представляют исследования харизмы в условиях интенсивных
трансформационных процессов, происходящих на постсоветском пространстве, когда
личностные факторы приобретают решающее значение. Харизма, как значимое
качество некоторых политических лидеров, дает возможность влиять на ход
политической борьбы, привлекать на свою сторону большую часть населения.
Трансформационные процессы являются плодотворным основанием для реализации
харизмы политиков разных уровней, поскольку в периоды нестабильности и ломки
традиционных социальных систем общество становится наиболее восприимчивым к
харизматическому лидерству, т.е. к иррациональной склонности доверять „великой
личности”.
Распространение и значимость, которое получило понятие харизмы в современном
мире, требует создания социологической концепции харизмы как многофакторного
явления, которая бы учитывала культурные особенности общества, степень развития
социально-экономической сферы и политической культуры, особенности политической
системы и ее интегрированности в социокультурный контекст, этнические и
религиозные особенности общества. Обоснованного ответа требует вопрос харизмы
как факторе социальных изменений, ее процессуальная перспектива, закономерности
и социокультурные условия ее развертывания и возможные последствия развития
общества.
Степень научной разработанности проблемы. Явление харизмы привлекает внимание
представителей социологии, политологии, философии, психологии. Однако, при
попытке концептуализации харизмы мнения ученых кардинально расходятся: начиная
от полного отказа от возможности изучения харизмы в связи с её
сверхъестественным, мистическим происхождением до излишней психологизации и
технологизации этого явления.
Основные исследовательские подходы к пониманию харизмы в социальных науках
разделяются на два направления. Первый из них акцентирует внимание на
личностных качествах лидера которые обусловливают механизм харизматического
влияния. В философии эта идея развивается вокруг концепции роли личности в
истории, которая выводит на первый план общественных разрушений волю лидера к
власти и его способность подчинить последователей, направлять их волю (Э. Кант,
Г. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф.Ницше, Т. Карлейль, С. Хук, Дж. Дьюи, Н. Бердяев,
С. Лавров, С. Франк, Е.Трубецкой, М.Острогорский, М. Михайловский, Г.Плеханов и
др.). В работах по психологии лидерства (З. Фрейд, А. Адлер, Э.Фромм,
Г.Д. Лассуэлл, Ф.Гриншнайн, Дж.Барбер, Ф. Гальтон, Э. Фридлер, К.Джибб,
К.Холландер, Р.Стогдилл, Б. Бэсс, М. Херман, В. Бехтерев) харизматический лидер
предстает психопатологической фигурой, чье появление имеет ситуативный
характер. Этот подход не рассматривает социальные и культурные условия
появления харизмы, ее развитие и влияние на общественную жизнь.
Другое направление составляют концепции харизмы акцентирующие ее
обусловленность появлением массового общества, социально-политических и
психологических последствиях индустриализации (Г. Лебон, Г.Тард,
Х. Ортега-и-Гассет, А. де Токвиль, С. Сигеле, В. Макдоугал, В.Парето, Г. Моска,
Р.Михельс, Э.Канетти, Дж. Рюде, О. Шпенглер, К. Поппер, К. Ясперс и др.).
Харизматический лидер отвечает потребностям массы, которая делегирует ему
полномочия по выражению ее интересов, превращаясь в «марионетку масс». Именно
массовая психология считается предпосылкой появления тоталитарного режима в
Германии ХХ века (В. Райх, Г.Хоркхаймер, К.Г. Юнг, А. Швейцер, К.Левенштейн,
К.Манхейм, Э. Эриксон, С. Московичи, Х.Аренд и др.). Ограничение этого подхода
связано с неопределенностью условий применения этого понимания харизмы в других
социальных условиях, в том числе в современном обществе, где контакт лидера с
последователями опосредуется СМИ.
Современные исследования харизмы рассматривают ее в поле политического
лидерства (Д. Эптер, У. Фридланд, Э. Шилз, Р. Такер, Э.Р.Вилнер, С. Липсет, К.
Левенштейн, Д. Эммет, Ж. Блондель, П. Бурдье, Д.Кола, Ш.Айзенштадт, Р. Сеннет,
Р. Лепсьюз, Б. Беттельгейм, Л. Гринфилд и др.). Работы