Ви є тут

Формування антропогенної моделі виховання студентів в умовах безперервної освіти

Автор: 
Зверко Тамара Василівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U002822
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АНТРОПОГЕННОЙ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1. Антропогенное общество - детерминанта развития личности в современных условиях

Как показал анализ эволюции воспитательных систем в 1.2., их смена во многом обусловлена изменениями в самом обществе, его базовых потребностях и видении перспектив развития. Детерминантой формирования современной модели воспитания является антропогенное общество. Определение его сущности связано с ориентацией процесса воспитания личности, его концептуальных основ.
Антропогенный социум, по определению В.С. Барулина, - "это не что иное, как человеческая жизнедеятельность, человеческие сущностные силы, ставшие бытием" [16, с.213]. Это означает, что человек и антропогенный социум представляют собой нечто единое: "человека и его воплощенность, явленность в бытийности социума антропогенного". В таком обществе базовым вектором его развития становится сам человек, и именно от характера и результатов его деятельности зависит качественное состояние общества. Поскольку социум - это непосредственная форма существования человека, его жизнедеятельности, постольку человек сам деятельностью конструирует социум. Следовательно, человеческая жизнедеятельность социосозидательна.
Рассматривая механизмы взаимодействия человека и антропогенного социума, следует подчеркнуть, что человек выступает и исходным началом, и содержанием, и конечной целью данного взаимодействия. Именно от человека идут основные импульсы, определяющие структуры социума, именно человек является тем основным ориентиром, своеобразной целью, развитие которого преобладает в данном отношении.
Социальные философы обращают внимание на проблему диалектического тождества человека и антропогенного социума. "Индивиды, - писал К. С. Пигров, - соединяясь в социуме, внутренне преобразуются, "вбирая" в себя содержание целого, и из абстрактных единиц, элементов, индивидов превращаются в личности, которые вовсе не "проще", не элементарнее чем социум в целом, а эквивалентны ему. В этом смысле личностная и социальная реальность не только едина, но и тождественна по крайней мере в ценностном отношении" [120, с.73]. Таким образом, человек диалектически тождественен социуму, его ценностным основам, социальным характеристикам, и в таком понимании социум выступает формой его жизнедеятельности.
Вместе с тем, следует отметить, что такое диалектическое тождество предполагает процесс развития социальных субъектов во взаимодействии и взаимовлиянии. "Вся жизнь человека во всемирной истории заключается в масштабном, постоянно воспроизводимом, развивающемся "расщеплении" человека и его социумных форм и в преодолении этого "расщепления", в новом воплощении" [6, с. 216].
Эти положения имеют для нас принципиальное значение для понимания сущности антропогенного общества. Человек - многогранный социальный субъект. Он проявляет себя на разных уровнях общественной жизни, в самых различных социальных ролях, в разных направлениях интегрирован в жизнь социума, в целую систему социальных отношений в его рамках. Но в какой бы форме взаимосвязи не выступал человек по отношению к обществу, он всегда и везде выступает как социальный актор, определяющим в жизнедеятельности которого является его активность. Его активно созидательная роль выходит на первый план в системе социальных отношений. Эту мысль подтверждают слова Н. Бердяева: "Нужно оставить совершенно ложную идею второй половины двадцатого века, что человек есть создание социальной среды. Наоборот, социальная среда есть создание человека" [22, с. 166].
Точно так же мы можем сказать и о социуме. Он воплощается в конкретных формах обществ, культур, различных общественных структур. В ходе этой конкретизации мы сталкиваемся с разнообразными формами активного воздействия различных общественных образований на человека. Но при всей значительности воздействия на человека любая социумно-общественная структура вторична. "Глобальное - человеческая личность, она важнее любых дел и любых идей, ибо все они без людей ровным счетом ничего не значат" [119, с. 311].
Исходя из выше сформулированных положений, можно сделать вывод, что антропогенный социум - это социальное пространство жизнедеятельности человека, конструируемое благодаря его активности и самореализации и определяющееся характером этой активности и ее направленностью. Здесь человек реализует себя, свои сущностные силы, он создает свое второе социумное Я и через это созидание самоутверждается и развивается. В таком обществе в человеке на первый план выходят его качества свободно-творческого созидателя, ориентированного на самореализацию своей сущности, своего потенциала. Однако заметим, что отношение человека к социуму всегда двойственно. Любой человек, в каком бы веке, в какой стране он не жил, всегда и реализует свои сущностные качества в социуме, т.е. творит социум, и в то же время адаптируется, приспосабливается к обществу. Данное свойство непосредственно учитывается в системе воспитательных механизмов того или иного социального пространства.
Второе важное положение, которое необходимо раскрыть, рассматривая личность в контексте антропогенного общества, это ее свойство непрерывно сохранять, воспроизводить и развивать свою субъективность. Как отмечает В.С. Барулин, "в первом приближении субъективность человека представляет собой его бытие в качестве совершенно неповторимого ансамбля духовных, природных, общественных качеств" [16, с. 253]. К этим качествам он относит природные данные человека, определенные задатки и способности, уникальность его собственной жизненной биографии, его внутренний духовный мир с системой ценностных ориентаций, мотивационных механизмов, эмоционально-психологической сферой и т.д. В то же время ученый подчеркивает, что сплав, составляющий человеческую субъективность, не сводится к духовности, а представляет сочетание всех объективных и субъективных качеств человека. Субъективность человека существует как его