Ви є тут

Оптимізація психічних станів студентів у навчальній діяльності засобами музичного впливу.

Автор: 
Волженцева Ірина Вікторівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U003741
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данном разделе представлены методики исследования психических состояний
студентов. Рассмотрены факторы оптимизации психических состояний студентов.
Показаны результаты эмпирического исследования изменений психических состояний
студентов в процессе учебной деятельности. Подтверждены данные о том, что
наиболее стрессовым фактором и у сегодняшних студентов является экзаменационная
сессия.
2.1. Методка исследования психических состояний студентов
Целью нашего исследования явилось изучение изменений психических состояний
студентов на протяжении семестра, выявление периода обучения (курса), в котором
появляются и нарастают негативные тенденции, которые уже не могут быть погашены
усилием воли, саморегуляцией, мотивацией.
Экспериментальное исследование проходило в три этапа:
I этап - выявление отношения студентов к использованию музыки в учебном
процессе.
Анализ литературных источников по данной проблеме показал отсутствие
соответствующих методик. Поэтому для исследования субъективной оценки отношения
студентов к использованию музыки в учебном процессе была разработана анкета-
тест «Отношение студентов к использованию музыки» (Приложение А). Анкета
состоит из шести блоков. Первый блок определяет отношение к использованию
музыки, второй – выявляет наличие позитивного или негативного воздействия
музыки на состояния студентов, третий – изучает предпочтения студентами
определённой музыки, четвёртый - отображает субъективные показатели воздействия
различных видов музыкальных произведений, пятый – благоприятные для слушания
музыки ситуации, шестой - конкретизирует наличие позитивного воздействия музыки
на психическое состояние студентов.
II этап - изучение психических состояний студентов 1-5 курсов.
Для выявления уровня активности, самочувствия и настроения использовался тест
«САН» (Самочувствие, Активность, Настроение) [165, 40-41; 48,141-145]. Этот
тест широко используется в психологических исследованиях для оценки
функционального состояния человека. Функциональное состояние при этом понимают
как качественную характеристику, складывающуюся из трёх основных составляющих:
самочувствия, активности и настроения.
Самочувствие (С) включает характеристики, отражающие силу, здоровье, утомление:
самочувствие хорошее - плохое, чувствую себя сильным - слабым, работоспособный
- разбитый.
Активность (А) объединяет показатели движения, скорости и темпа протекания
функций, процессов: весёлый – грустный, спокойный – озабоченный, бодрый –
вялый.
Настроение (Н) включает характеристики полярности составляющих эмоциональное
состояние: настроение бодрое – подавленное, активное – пассивное, радостное -
грустное.
Каждому испытуемому давался ряд полярных суждений относительно их состояния на
момент опроса (Приложение Б). По каждой паре характеристик определялся тот
балл, который в данный момент наиболее точно отражал их состояние: 3 –
состояние выражено наиболее ярко; 1 – наименее.
Для самооценки психических состояний использовалась методика Г. Айзенка «Оценка
психических состояний». Данная методика [165, 78-79] проста и доступна для
выполнения. Использование этой методики дало возможность выделить и изучить
несколько параметров, благодаря которым можно выявить особенности некоторых
психических состояний, а именно: тревожность (Т), фрустрацию (Ф), агрессивность
(А), ригидность (Р).
Тревожность проявляется как сильное душевное волнение, беспокойство,
встревоженность.
Фрустрация характеризуется дезорганизацией сознания и деятельности личности,
вызванной препятствиями к достижению цели. Фрустрация – переживание неудачи.
Сопровождается раздражительностью, отчаянием, разочарованием, досадой,
депрессией («жизнь безнадёжна»), впереди нет ничего хорошего.
Агрессивность выражается враждебностью, стремлением причинить неприятность,
нанести вред.
Ригидность обусловлена неподатливостью, трудностью приспособления к меняющимся
условиям, заторможенностью, негибкостью мышления.
В соответствии с эмоциональным состоянием студенты оценивали каждое из
приведенных суждений по трёхбальной системе: 3–полностью согласен; 2 – частично
согласен; 1 – сомневаюсь; 0 – не согласен (Приложение В).
Для выявления уровня тревожности применялась методика диагностики самооценки
Ч.Д.Спилбергера [165, 60-63; 147, 59-63]. Текст данной методики надёжен и
информативен для самооценки уровня тревожности в данный момент – реактивная
(ситуативная) тревожность как состояние (Приложение Д.1) и личностной
тревожности - как устойчивой характеристики студента (Приложение Д. 2).
Показатели личностной тревожности характеризовали устойчивую склонность
студентов воспринимать ситуации как угрожающие, реагировать на них состоянием
тревоги. Очень высокая личностная тревожность коррелировала с наличием
невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с
психосоматическими заболеваниями. Показатели ситуативной (реактивной)
тревожности характеризовали напряжение, беспокойство, нервозность. Очень
высокая ситуативная (реактивная) тревожность вызывала нарушения внимания,
тонкой координации.
Для выявления уровня ситуативной (реактивной) тревожности давался ряд суждений
(Приложение Д.1), характеризующих различные эмоциональные состояния. В
зависимости от самочувствия в данный момент студенты ставили оценку по
четырёхбальной системе: 4 - совершено верно; 3 – верно; 2 - пожалуй, так; 1 –
вовсе нет.
Для выявления уровня личностной тревожности использовался другой ряд суждения
(Приложение Д. 2). В зависимости от обычного сам