Раздел 2.
ТРАДИЦИИ ЛИРИЧЕСКОГО КАМЕРНОГО ПЕЙЗАЖА конца XIX – начала XX в. В ПЛЕНЭРНОЙ
ЖИВОПИСИ ХУДОЖНИКОВ ОДЕССЫ второй половины ХХ – начала XXI в.
Живопись по непосредственному впечатлению является основополагающей в
творчестве народных художников Украины К.М. Ломыкина и А.С. Гавдзинского,
заслуженного деятеля искусств Украины Н.А. Шелюто, заслуженного художника
Украины В.Н. Литвиненко, а также Д.М. Фруминой и Г.С. Мещеряковой. Основной
задачей, художников, работающих на пленэре, стала передача цветового богатства
натуры, проявленного в естественных условиях, под воздействием света и воздуха.
Ф. Гегель писал: «Волшебство колорита является только там, где субстанция и
материальность предметов будто рассеялись, и вместо их выказывается духовность
в понятии и выполнении цветов» [62, с. 146]. Философ отмечал как бы «волнующую
поверхность колорита», смену цветов, видимых отражений, которые воспроизводятся
в других явлениях «столь неуловимым одушевленным образом, что живопись начинает
переходить в область музыки» [62, с. 146].
Наиболее полное решение задача пленэра – показать отношение материи и света –
получила в импрессионизме, воспевающем красоту момента, выхваченного из потока
жизни. Работа на пленэре предполагает непосредственный контакт с природой,
которая живет только настоящим. Растворяясь в ней, художник на время отрешается
от воспоминаний о прошлом и надежд на будущее, это помогает ему наиболее полно
ощутить необычайную ценность каждого мгновения. Выражая впечатления от момента,
живописец идеализирует его, сопоставляя миг и вечность.
2.1. Особенности стилевой эволюции живописи Н.А. Шелюто: от конструктивизма к
пленэру
Лирические пейзажи заслуженного деятеля искусств Украины Николая Андреевича
Шелюто (1906 – 1984) входят в сокровищницу украинской культуры (только в
Национальном художественный музей Украины находится около 50 картин мастера).
Живший в Одессе художник запечатлел не только образ родного города. Им созданы
чарующие пейзажи Киевщины, Черниговщины, светозарного Крыма. Пейзажи
Н.А. Шелюто – одна из сияющих граней целостного образа Украины, созданного
поколениями живописцев.
С 6 февраля по 18 марта 2006 г. в Одесском художественном музее проходила
ретроспективная выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения художника, на
которой было представлено около двухсот его произведений. Это позволяет во всей
полноте оценить творческое наследие мастера, до настоящего времени не
получившее должного осмысления. Для художественно-стилистического анализа нами
были избраны наиболее характерные произведения мастера.
При осмотре экспозиции поражал контраст между композициями второй половины
1920-х – начала 1930-х гг. и известными пейзажными произведениями мастера
последующего периода. Ранний период творчества Н.А. Шелюто связан с обучением в
Одесском политехникуме изобразительных искусств [1 В Биобиблиографическом
справочнике «Товарищество южнорусских художников», подготовленном Одесской
государственной научной библиотекой им. М.Горького, приводится хронология
названий Одесского художественно-театрального училища им. М.Б. Грекова
(современное название): Одесская рисовальная школа (1865 – 1900), Одесское
художественное училище (1900 – 1922 [в 1918 - Академия], после 1934), Одесский
художественный институт (1922 – 1924 и 1930 – 1934), Одесский политехникум
изобразительных искусств (1924 – 1930) [227, с.134].]. Композиции «Выплавка
стали» (два варианта, оба 1927) (рис. 2.1.7, рис. 2.1.8), «Беседа» (1927)
свидетельствуют, что перед молодыми художниками ставилась задача создания
произведений, соответствующих духу времени революционных преобразований
общества. Искусство прославляло нового героя – им стал рабочий. Грандиозности
событий должна была соответствовать монументальная форма выражения. Период
становления Н.А. Шелюто как художника совпал со временем интенсивного поиска
этой формы. Композициям «Выплавка стали», как и натюрмортам («Натюрморт с
рыбой», 1936 и др.) (рис. 2.1.6) свойственен максимальный лаконизм
выразительной формы. Стилистика произведений Н.А. Шелюто этого времени (как и
В. Ермилова, О. Бизюкова, А. Богомазова, Л. Чупятова и др.) родственна языку
плаката, ставшего одним из ведущих жанров искусства периода осуществления плана
монументальной пропаганды. В то же время, можно заметить влияние древней
стенописи, воспринятое через искусство мастеров авангарда. Техника масляной
живописи Н.А. Шелюто этого периода имеет характер «фресковости». Крупные
цветовые пятна написаны локальным цветом, без видимых фактурных мазков. Краска
как бы втерта в поверхность так, что ощущается фактура холста.
До 1932 г. – времени создания Союза художников СССР – ещё не были поставлены
жёсткие рамки единственно возможного метода «социалистического реализма». Важно
помнить, что кроме наследия ТЮРХ (абсолютизировавшегося в советский период) в
Одессе существовало искусство авангарда (знаменитые «Салоны Издебского
1909-1911 гг., в организации которых активную роль играл В.В. Кандинский).
Художники 1920-х гг. продолжают авангардное направление 1910-х. Об этом
свидетельствует, например, близость образного и формального решения
«Автопортрета» К.С. Малевича (1910) (рис. 2.1.5) и «Женского портрета» (1930)
Н.А. Шелюто (рис.2.1.4). В его портретных образах и автопортретах
(«Автопортрет» (1926, 1929), «Женский портрет» (1930) и др.) ощущается
внутренняя сосредоточенность, которая передана в напряженных взглядах и
замкнутых жестах рук. Художник находится как бы в предощущении чего-то грозного
и неизбежного. Предельный лаконизм живописных средств подчеркивает это.
Обоб
- Київ+380960830922