Ви є тут

Формування координації рухів як засіб корекції мовленнєвих порушень у старших дошкільників

Автор: 
Притиковська Світлана Дмитрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U000008
129 грн
Додати в кошик

Вміст

раздел 2.2. на страницах 136-151). При этом всегда акцентировалось внимание на речевом сопровождении выполняемых движений. Такие же рекомендации были даны и родителям, с тем, чтобы подобная методика использовалась в играх и занятиях, проводимых в условиях семейного воспитания.
В контрольной группе детей с ОНР ІІ уровня занятия проходили по программе "Малятко".
По окончанию формирующего эксперимента все виды тестирования были повторены. Вычислены среднегрупповые показатели в экспериментальной и контрольной группах дошкольников с ОНР ІІ уровня и проведено их сравнение с аналогичными данными сверстников с нормальным речевым развитием.
2.3.1 Динамика показателей мимической моторики за время формирующего эксперимента приведена в таблице 2.10. и иллюстрирована рисунками 2.10. - 2.14. Анализ полученных данных свидетельствует (табл. 2.10.), что при выполнении детьми с ОНР II уровня экспериментальной группы первого теста - обнажить верхние зубки - их результат в среднем повысился до 3,06 балла, то есть достиг уровня нормы.
Изменилось и качество выполнения этого задания. Индивидуальные результаты свидетельствуют (табл. 3 Приложения Б), что среди детей с ОНР II уровня уже не было тех, кто не справился бы с заданием первого теста, как это было до начала формирующего эксперимента, а 9 детей из 15 (то есть 60%) в этой группе получили наивысшую оценку - по 4 балла (рис. 2.10).
Совершенно иная картина наблюдалась у детей контрольной группы (табл. 4 Приложения Б). Как и ранее, самой высокой оценкой в первом тесте у них было 2 балла, а один ребенок (Никита Н.) снова не справился с заданием. Поэтому среднегрупповой результат составил 1,7 балла.
Таблица 2.10.
Состояние мимической моторики у детей в норме и при ОНР II уровня
№ и вид тестаЭтапВозрастная
нормаДети с ОНР II уровня ЭГКГрезультат
в баллахОтста-
вание от нор-
мы, %результат
в баллахОтста-
вание от нор-
мы, %1 -
обнажить верхние зубы1
21,6 ± 0,26
3,0 ± 0,271,5 ± 0,26
3,06 ± 0,266,2
01,5 ± 0,17
1,7 ± 0,176,2
43,32 - прищуривание глаз1
22,2 ± 0,25
3,86 ± 0,081,9 ± 0,15
3,4 ± 0,2613,6
10,41,86 ± 0,23
2,1 ± 0,1515,4
45,63 -
нахмури-
вание бровей1
21,9 ± 0,15
3,6 ± 0,081,7 ± 0,23
3,46 ± 0,2310,5
7,21,7 ± 0,23
2,06 ± 0,1510,5
42,74 -
сдвиг углов рта к средней линии1
22,2 ± 0,26
3,46 ± 0,150,8 ± 0,26
3,33 ±0,2363,6
3,70,8 ± 0,17
2,93 ± 0,2363,6
15,35 -
оскали-
вание зубов1
21,8 ± 0,25
3,4 ± 0,151,66 ± 0,15
3,79 ± 0,267,7
+11,41,66 ± 0,23
3,33 ± 0,277,7
2,06 -
напряже-
ние мышц шеи1
22,06 ± 0,15
3,8 ± 0,230,8 ± 0,23
2,6 ± 0,3361,1
31,60,7 ± 0,23
1,73 ± 0,3366,0
54,57 -
приищу-
ривание глаз1
22,26 ± 0,15
3,93 ± 0,261,6 ± 0,23
3,33 ±29,2
15,31,6± 0,23
2,8 ± 0,2929,2
28,78 - способность менять на-пряжение мышц шеи1
22,0 ± 0,15
3,7 ± 0,081,8 ± 0,23
3,6 ± 0,1510,0
2,71,8± 0,23
2,2 ± 0,1510,0
40,5
Примечание - 1 - данные до начала формирующего эксперимента,
2 - данные после окончания формирующего эксперимента.
При этом отставание детей КГ с ОНР II уровня от нормы даже увеличилось по сравнению с исходным состоянием до начала формирующего эксперимента. Так, если в начале года дети КГ по результатам первого теста отставали от нормы на 6,25%, то в конце учебного года отставание увеличилось до 43,3%. Этот факт свидетельствует о том, что для детей с ОНР II уровня специальные занятия, включающие упражнения по развитию координационных способностей, производят большой коррекционный эффект и в направлении развития мимической моторики.
Аналогичные изменения произошли и в показателях остальных тестов. Во втором тесте - прищуривание глаз - среди детей экспериментальной группы больше половины получили наивысший балл - 4, шесть детей - по 3 балла и только Саша С. был оценен двумя баллами. В итоге средняя по группе оценка этого теста составила 3,46 балла.
В контрольной группе детей с ОНР II уровня результат этого теста повысился только до 2,1 балла, так как 13 детей из 15 получили по 2 балла, а с оценкой 3 и 4 балла было лишь по одному ребенку (соответственно Алена К. и Миша Т.).
Рис. 2.10. Влияние формирующего эксперимента на качество выполнения первого теста "улыбнулись" детьми с ОНР II уровня
экспериментальной группы
Наибольший прирост результатов дети с ОНР II уровня показали в пятом тесте - "оскаливании" зубов. Дети контрольной группы практически сравнялись с нормой, а дошкольники с ОНР II уровня из экспериментальной группы даже показали на 11,4% лучший результат, чем нормально говорящие сверстники.
В шестом тесте, где в констатирующем эксперименте у детей с ОНР II уровня были отмечены значительные трудности, после формирующего эксперимента все дети из экспериментальной группы справились с заданием. Только один ребенок - Саша Я. - был оценен одним баллом, 8 детей получили по 2 балла, двое - по 3 балла и четверо получили высшую оценку - 4 балла (рис. 2.11.). В результате средняя по группе оценка составила 2,6 балла, что более чем в 3 раза превысило исходный среднегрупповой показатель детей с ОНР ІІ уровня в этом тесте - 0,8 балла.
Рис. 2.11. Влияние формирующего эксперимента
на качество выполнения шестого теста
детьми с ОНР II уровня экспериментальной и контрольной групп

В контрольной группе детей с ОНР II уровня также произошли положительные сдвиги. Но девять детей из 15 были оценены одним баллом, трое получили по 2 балла, один ребенок (Лия Б.) - 3 балла и двое - по 4 балла. Средний результат по этой группе детей оказался значительно ниже, чем в экспериментальной группе детей - 1,73 балла. В группе сверстников с нормальным речевым развитием тестирование также было повторено. Индивидуальные данные этого тестирования содержатся в таблице 1 Приложения Б. Мимическая моторика у этих детей значительно совершенствовалась, что видно по результатам повторного тестирования (рис. 2.12.).

Рис. 2.12. Проф