ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА УНИФИКАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
2.1. Сущность принципа унификации и дифференциации
При создании учебно-программной документации для подготовки рабочих, удовлетворяющих современным требованиям особое значение приобретает принцип унификации и дифференциации [129, с. 163].
В соответствии с определением А.П. Беляевой, унификация рассматривалась нами как процесс приведения содержания обучения к единой дидактической системе для подготовки рабочих по группам профессий на основе установленных признаков общности в производстве и обучении [117, с. 127].
Чтобы определить научно обоснованные подходы к разработке учебных программ на основе принципа унификации и дифференциации, необходимо расширить анализ общетеоретических требований к учебному предмету в историческом аспекте.
Ян Амос Коменский писал, что если учащимся хотят сообщить знания из конкретной области, то необходимо "предпосылать им сперва простой общий очерк всех знаний" [124, с. 118]. Жан-Жак Руссо в своей книге "Эмиль, или о воспитании указывал, что человек сможет овладеть любым ремеслом, если он раньше овладел простыми умениями общего характера: управлять лопатой, киркой; действовать буравчиком, молотком, рубанком, напильником; умеет обращаться с простыми инструментами всех ремесел. Жан-Жак Руссо призывал будущих аристократов овладеть кругом полезных профессий, при этом относиться с глубоким уважением к изучаемой профессии, понять себя до звания столяра [124, с. 231].
И.Г. Песталоцци стремился к такому образованию молодых людей идеей было "гармоничное развитие всех сил", но с тем, чтобы их использование было обязательно подчинено потребности, вытекающей из положения данного индивидуума в обществе" [124, с. 296-297].
И.Ф. Гербарт писал, что "многостороннее образование дает необыкновенную легкость и охоту переходить к новым видам занятий [124, с. 352].
Ф.В.А. Дистерверг, формулируя принцип "от простого - к сложному", писал: "Раньше, чем приступить к изучению отдельных частей растений, частей его частей и т.д., надо рассмотреть его в целом и прежде всего усвоить наиболее чувственно-простые части. [124, с. 370].
К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали труд как необходимое условие всей жизнедеятельности общества и всестороннего, гармоничного развития человека, подчеркивали роль производительного труда в воспитании подрастающего поколения. Наряду с умственным развитием и физическим воспитанием К. Маркс выделял роль технического обучения, "...которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств" [6, с. 198].
Ф. Энгельс указывал, что в условиях, когда промышленность ведется сообща и планомерно всем обществом, люди будут всесторонне развиты и будут способны ориентироваться во всей системе производства [6, с. 335-336].
Наиболее существенной частью учения К. Маркса для определения методологических подходов к исследованию возможностей подходов к исследованию возможностей реализации принципа унификации и дифференциации в современных учебных программах является анализ сущности науки технологии и образовательных возможностей ее изучения.
К. Маркс разделял технологию на общую и специальную. Первая включает методы технологического воздействия, общие для различных производств. Изучение этих методов должно происходить систематически, т.е. не в той последовательности, в которой они расположены при производстве отдельных изделий, а в сравнении с другими методами. В специальную технологию включаются отдельные конкретные процессы производства. Общая технология учит рассмотрению всех возможных методов и средств труда и тем самым "порождает ту гибкость ума, которая облегчает любой промышленной специальности" [74, с. 78].
В исследованиях Центрального института труда, теоретических и методологических работах А.К. Гастева в 20-30-е годы рекомендовалось выделить систему типичных трудовых политехнических навыков. А.К. Гастев подразделял политехнизм на общий и частный. Частный политехнизм имел в виду ориентацию будущих рабочих в отдельной отрасли производства, он представлял собой общепрофессиональную подготовку по группе профессий отрасли (слесарей, ткачей, химиков и др.) независимо от их последующей дифференциации на узкие специальности [120, с. 166].
Советские педагоги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих высказываниях рекомендовали в трудовой деятельности детей обратить особое внимание на развитие умений ориентироваться, на планирование работы, на бережное отношение ко времени, к орудиям производства, к материалам, качеству работы. Они придавали большое значение разнообразию работ, развитию умений переключаться с одной работы на другую, но относиться при этом добросовестно к порученному, пусть даже и неинтересному, заданию.
Соединение обучения с производительным трудом как ведущий принцип политехнической подготовки молодежи разносторонне раскрыт в трудах П.Р. Атутова и других представителей НИИ трудового обучения АПН СССР. В этих работах значительное внимание уделено теории и практике политехнической подготовки школьников, взаимосвязи трудовой деятельности, осваиваемой в процессе обучения, с основами наук [4, 5, 6].
В профессиональной педагогике, начиная с 1972 г., серьезное внимание уделяется исследованию политехнических основ профессионально-техни-ческого образования (работы С.Я. Батышева, И.Д. Клочкова, Г.С. Гуторова и др.). После 1975-1977 гг. появилось значительное количество работ, в которых были представлены конкретные пути реализации политехнического принципа в содержании профессионального образования. Было указано, что сущность политехнического обучения сводится к овладению общетехническими и общетехнологическими знаниями и умениями [118, с. 81]. В трудах А.П. Беляевой предложено при проектировании содержания специальных предметов учитывать три степени обобщения понятий, умений и навыков, классифицируя их как общенау
- Київ+380960830922