Глава 2
ВАХХАБИЗМ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
НА СОВРЕМЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ЭТАПЕ
2.1. Исторические корни ваххабизма, экстремистские идеи в наследии Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба
Ваххабизм, возникший на Аравийском полуострове в XVIII веке, заимствовал и возродил некоторые из идей экстремистов ближневосточного региона предыдущих столетий. Исторический экскурс в историю вахабизма следует начать с анализа деятельности секты хариджитов.
Хариджиты(, которых не без основания считают прародителями экстремистских течений в мусульманском мире, в 657 г. отделились от войска четвертого халифа Али из-за того, что сочли его недостаточно твердым в борьбе за правое дело. Муавию( и Али они объявили низложенными и даже считали необходимым их убить. Убийство своих политических и религиозных противников хариджиты считали богоугодным делом, но они боролись не только и не столько против власти, сколько против мусульманского населения в целом, зачастую убивая женщин и детей27. Известный арабский историк Ат-Табари сообщает, что хариджиты убили сподвижника пророка Мухаммада и его беременную жену. Свои злодеяния хариджиты совершали, прикрываясь лозунгами защиты ислама. Абдулькахир Тамими в книге "Аль-фарк байналь-фирак"28 перечислил различные высказывания хариджитов и постулаты их идеологии. Убеждения хариджитов заключались, прежде всего, в противодействии нововведениям (бида) и осуждении халифа Усмана за дозволенные религией новшества29.
Хариджиты, культивируя нетерпимость, вели борьбу не только против мусульман, но и между собой, что привело к образованию среди них различных группировок. Абу-л-Музаффар ал-Исфараини выделяет семь подобных групп30. Наиболее многочисленными группировками являлись следующие: мухакимиты, азракиты, надждиты, байхаситы, аджрадиты, салабиты, ибадиты, сифриты. Азракиты, приверженцы Абу Рашида Нафиа аль-Азрака, составляющие крайнюю группировку хариджитов, считали любого мусульманина, совершившего грех, неверующим, вероотступником, для которого возвращение в ислам невозможно. Азракиты обвинили в неверии даже жену пророка Мухаммада Айшу и некоторых его сподвижников31. Они считали необходимым физическое уничтожение каждого, кто не разделяет их взгляды. Сторонники этой секты объявляли неверными и тех, кто, разделяя их убеждения, не принимал участия в подобных деяниях.
По нашему мнению, от хариджитов последующие поколения экстремистов восприняли идею, что о вере человека следует судить по его действиям и, следовательно, люди, совершившие тяжкие грехи, являются не грешными мусульманами, а вероотступниками - неверными. Поэтому, по мнению хариджитов, их следует убивать, а имущество забирать себе. В современный экстремизм перешли идеи относительно беспочвенного обвинения мусульман в неверии и положение о запрете любых нововведений. Наиболее ярко это проявилось у последователей М. ибн Абд аль-Ваххаба и у некоторых современных радикально-экстремистских организаций, например, "Такфир валь хиджра" ("Обвинение в неверии и переселение"). Мусульмане считают хариджитов еретиками. Об этом в конце ХХ века в выступлении по поводу книги одного из руководителей группировки "Аль-Джихад" ("Священная борьба") Абд ас-Саляма Фараджа "Забытый долг" говорил муфтий Египта. Он назвал автора хариджитом, подчеркивая этим, что тот не принадлежит к исламу32.
Спустя несколько столетий преемником некоторых идей хариджитов стал Ибн Таймия. Поэтому, на наш взгляд, возникла необходимость рассмотреть его основные убеждения. Ибн Таймия родился в Харране (Сирия) в 1236 г. С 1306 по 1312 г. проживал в Египте, где активно дискутировал с мусульманскими учеными. Теологи обвинили Ибн Таймия в антропоморфизме и он был заключен в тюрьму. После освобождения из тюрьмы он выступал против дозволенных религией нововведений, и снова был осужден. В 1313 г. Ибн Таймия вернулся в Дамаск, где преподавал в медресе. Но своим взглядам не изменил, за что снова был заключен в тюрьму. Смерть настигла Ибн Таймию в дамасской цитадели аль-Калаа в 1328 г.33. Верховные судьи четырех мазхабов (религиозно-правовых школ ислама) единодушно осудили деятельность Ибн Таймии34, а король Мухаммад ибн Калявун издал указ, предупреждающий о несоответствии его взглядов исламу. Этот указ был распространен в Египте и других странах35.
Анализ некоторых убеждений Ибн Таймии свидетельствует, что он отрицал сыфаты (атрибуты Всевышнего) и не соглашался с единогласным мнением теологов ислама более чем по шестидесяти вопросам36. Ибн Таймия объявил неверными всех тех, кто не соблюдал основные обязанности и запреты ислама. Как и его современные последователи - ваххабиты, он утверждал, что посещение могилы пророка Мухаммада является вредным новшеством. В книге "Аль-Фатави" он дает заключение, разрешающее убивать лидеров государств. Современные экстремисты советуют своим последователям руководствоваться этой книгой в своей деятельности37.
Книги Ибн Таймии, а также сочинения его последователя Ибн аль-Кайима, стали настольными книгами ваххабитов. Основатель ваххабизма М. ибн Абд аль-Ваххаб неоднократно цитирует Ибн Таймию и его ученика Ибн аль-Кайима38. Сохранились работы Ибн Таймии, переписанные его рукой. На этих же авторов ссылается и Ибн Ганнам - ваххабитский летописец. По сведениям российского историка А. Васильева, Абдаллах, сын М.ибн Абд аль-Ваххаба, сообщает, что книги Ибн аль-Кайима и его шейха (т.е. Ибн Таймии - Л.М.) считаются у последователей его отца одними из самых ценных, а изречения часто используются39. Поэтому мы считаем, что ваххабизм - не новое явление. При разработке идеологии этого течения учитывались воззрения экстремистов предыдущих поколений.
Основателем течения, название которого ныне стало синонимом международного терроризма, был М. ибн Абд аль-Ваххаб ибн шейх Сулейман ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Рашид ибн Барид ибн Машраф ибн Омар ибн Маадад ибн Раис ибн Захир ибн Мухаммад ибн Аляви ибн Вахиб ибн Касим ибн Муса ибн Акаба аль-Ханзили ат-Тамимий. Он родился в Аяйне (Аравия) в 1691 г (по другим данным, это пр
- Київ+380960830922