Ви є тут

Корекція порушень статодинамічної постави молодших школярів засобами фізичного виховання

Автор: 
Бен Жедду Адель Бен Ларбі
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U001061
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Методологическую основу исследований составили базовые положения теории и методики физического воспитания [57, 102, 103, 113, 116, 127, 129, 139, 156, 217].
2.1 Методы исследования
Для решения поставленных задач мы использовали такие методы исследования:
* анализ специальной научно-методической литературы;
* педагогические наблюдения;
* антропометрия;
* видеометрия;
* педагогический эксперимент.
* методы математической статистики.

2.1.1 Анализ специальной научно-методической литературы

Для теоретического анализа специальной научно-методической литературы нами использовалась отечественная и зарубежная литература, раскрывающая закономерности формирования пространственной организации тела школьников, биомеханики естественных локомоций и т.д. Изучение специальной литературы позволило получить представление о состоянии исследуемого вопроса, обобщить экспериментальные данные, касающиеся изучения пространственной организации тела, двигательной функции нижних конечностей, а также биомеханические особенности ходьбы детей младшего школьного возраста.
В процессе работы над диссертационной работой было изучено 222 источника специальной научно-методической литературы, из них 23 иностранные.

2.1.2 Педагогические наблюдения

Педагогические наблюдения представляли собой планомерный анализ и оценку методов организации и проведения учебно-воспитательного процесса без вмешательства в ход этого процесса.
К объекту педагогического наблюдения мы отнесли - влияние различных средств и методов физического воспитания на совершенствование биомеханики естественных локомоций и пространственную организацию тела детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания.

2.1.3 Антропометрия

Метод антропометрии использовался для измерения поперечных и продольных показателей тела детей.
Антропометрическое обследование испытуемых производилось стандартным инструментарием по общепринятой унифицированной методике детально описанной в работах [115, 221].
В качестве точек отсчета в измерениях использовались антропометрические точки, имеющие достаточно строгую локализацию относительно определенных костных образований скелета. При этом для большей точности измерения тела человека использовались соматические оси координат. Местонахождение той или иной антропометрической точки определялись путем прощупывания и безболезненного надавливания с последующим обозначением ее демографическим карандашом.

2.1.4. Видеометрия

Для регистрации количественных характеристик, свидетельствующих о состоянии пространственной организации тела школьников, а также для определения биомеханической структуры ходьбы детей использовалась цифровая видеокамера, сопряженная с персональным компьютером, с использованием программ "Big foot", "Torso", "Bio Video".
Видеосъемка проводилась с учетом основных биомеханических требований: центры суставов и анатомические точки стопы были отмечены контрастными маркерами; в плоскости объекта съемки располагалась масштабная линейка (при съемке стопы последняя была разделена на двухсантиметровые цветные участки, метровая линейка устанавливалась при видеосъемке ходьбы и осанки); камера крепилась на штативе неподвижно, на расстоянии 3 метров до объекта съемки для статических поз и 15 метров для регистрации естественной локомоции [149].
Сначала проводилась пробная ходьба, темп которой задавался метрономом (2 шага/с). После, испытуемым предлагалось снова пройти, придерживаясь заданной частоты двигательного действия, но уже без помощи метронома. Полученные данные обрабатывались с использованием пакетов компьютерных программ.
С целью проведения количественного биомеханического анализа характеристик стопы нами использовалась программа "Big foot" [48, 65]. Алгоритм работы с программой включает четыре этапа: 1) управление базой данных учетных записей объектов исследования; 2) расчет основных антропометрических характеристик стопы человека по видеокадру; 3) статистический анализ полученных результатов с вычислением индексов стопы; 4) визуализация полученных результатов и формирование отчетов для печати. Данное программное обеспечение позволяет получить следующие морфофункциональные характеристики стопы: длину стопы; максимальную высоту свода и ее подъема; угол ?, образованный линией опорной части свода стопы (l) и прямой, соединяющей головку I плюсневой кости с точкой максимальной высоты медиального продольного свода; угол ?, образованный линией опорной части свода стопы (l) и прямой, соединяющей опорную точку бугра пяточной кости с максимальной высотой медиального продольного свода (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Окно программы "BIG FOOT"

Компьютерная программа "Torso" определяет биогеометрические характеристики осанки. В наших исследованиях мы использовали три угловые характеристики измеряемые в сагиттальной плоскости: a1 - угол наклона головы, образованный вертикалью и линией, соединяющей остистый отросток седьмого шейного позвонка С7 и центра масс головы. Остистый отросток С7 - наиболее выступающая назад точка позвоночника на границе шейного и грудного отделов, центр масс (ЦМ) головы в сагиттальной плоскости проецируется на область ушной раковины; a2 - угол зрения, образованный горизонталью и линией, соединяющей наиболее выступающую точку лобной кости и подбородочный выступ; a3 - угол наклона туловища, образованный вертикалью и линией, соединяющей остистый отросток седьмого шейного позвонка (С7) - наиболее выступающая назад точка позвоночника на границе шейного и грудного отделов и остистый отросток пятого поясничного позвонка (L5) - наиболее лордотически углубленная точка поясничного лордоза (центр соматической системы координат), (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Ок