Ви є тут

Професійно-мовленнєва підготовка педагога-нефілолога в умовах багатомовності

Автор: 
Вахицька Мінодора Григорівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U001282
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел II Методика обучения профессиональной русской речи
студентов-нефилологов педагогических специальностей..................................................85
2.1. Диагностика уровня речевой подготовки студентов-нефилологов
педагогических специальностей. ... ..............................................85
2.2. Прогностическая модель и методика обучения профессиональной
русской речи будущего педагога-нефилолога............................ ..113

2.3. Результаты экспериментального обучения студентов.......................156
Выводы по II разделу..................................................................170
Общие выводы...........................................................................172
Список использованных источников..............................................177
Приложения...............................................................................198
Введение
На современном этапе развития общества владение языком, умение общаться, вести гармоничный диалог и добиваться успеха в коммуникации рассматриваются как важнейшие составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности человека. Профессионально-речевая культура - это не только непременный компонент хорошо подготовленных деловых людей, но и показатель критического мышления, а также общей культуры.
Сегодня речь наших современников привлекает все большее внимание ученых разных специальностей (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов, методистов и др.). Большинство ученых отмечают речевое неблагополучие в обществе, обусловленное состоянием речевой культуры.
По мнению ученых (Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев, Л.А. Введенская, В.Д. Черняк и др.), среди наиболее острых проблем современной речевой ситуации можно выделить следующие:
- расширение состава участников массовой коммуникации, владеющих разным уровнем речевой культуры;
- ослабление цензуры и автоцензуры, ранее в значительной степени определявших характер речевого поведения;
- возрастание роли личностного начала в речи, диалогичности общения;
- расширение сферы спонтанного общения, изменение параметров протекания устной формы коммуникации;
- засорение речи вульгарными словами, жаргонизмами, иностранной лексикой и др.
- ослабление жестких рамок официального публичного общения, изменение характера общения, появление новых жанров в сфере массовой коммуникации и др.
Новые условия функционирования языка приводят не только к демократизации речи, но и к резкому снижению ее культуры. Это проявляется на разных уровнях речевого взаимодействия: нормативном, коммуникативном, этическом. Свобода и раскрепощенность речевого поведения влекут за собой расшатывание языковых норм, рост языковой вариативности и др.
Проблема овладения подлинно культурным словом особенно актуальна и важна для педагога, чья речь не только орудие профессиональной деятельности, но и образец, сознательно или бессознательно усваиваемый и тиражируемый учащимися и студентами. По словам А.К. Михальской, "вопрос специальной речевой подготовки преподавателей, до сих пор, по сути, остающийся открытым, имеет куда более общее и серьезное значение, чем любая чисто профессиональная проблема. Вряд ли будет преувеличением сказать, что это, возможно, ключевой вопрос возрождения, сохранения и развития отечественной речевой культуры" [146,с.3].
Актуальность и своевременность исследования определяются современными требованиями к языковому образованию, заложенными в положениях Болонской конвенции, Законах "Об образовании", "О функционировании языков", в "Концепции модернизации образования", в "Доктрине образования и науки" и др.
Приднестровский регион представляет собой полиэтническое общество с языковой, культурной и ментальной разнородностью, с би- и полилингвизмом. В постсоветском пространстве Приднестровье оказалось единственным регионом, принявшим уникальное решение в области языковой политики, согласно которому одинаковый правовой статус имеют три языка - русский, молдавский, украинский. Такое решение соответствует исторически сложившейся в регионе этнолингвистической ситуации и обеспечивает ее устойчивость.
Принятая и действующая в Приднестровском регионе модель полиязычия ставит перед системой профессионального образования проблему формирования такой языковой личности, которая способна к самореализации в многоязыковой ситуации. Потребность самореализации личности сопряжена с высокой языковой мобильностью, которая немыслима в условиях монолингвизма.
Анализ теоретической базы и практики организации учебно-воспитательного процесса в ПГУ им. Т.Г. Шевченко, результаты диагностики уровня речевой подготовленности студентов на разных этапах обучения (в момент поступления в вуз, во время педагогической практики, на этапе выпуска специалиста) показали, что в высшей школе недостаточно уделяется внимание профессиональному аспекту речевой подготовки будущих педагогов-нефилологов, что обусловливает противоречия между:
- потребностями полиязычного общества в специалистах с высоким уровнем речевой культуры и недостаточным уровнем профессиональной речевой подготовки в вузе;
- осознанием интегрированного характера профессиональной компетентности педагога и уровня его речевой культуры;
- полиязычной моделью языкового пространства Приднестровья и низким уровнем самореализации личности педагога в таких условиях.
С учетом определения проблемы исследования и необходимости разрешения выявленных противоречий сформулирована тема: "Профессионально-речевая подготовка педагога-нефилолога в условиях полиязычия".
Объект исследования - процесс овладения профессиональной речью будущими педагогами-нефилологами.
Предмет исследования - методика обучения профессиональной русской речи студентов-нефилологов педагогических специальностей.
Цель исследования - разработка, научное обоснование и экспериментальная апробация методики профессионально-речевого обучения студентов-нефилологов в условиях полиязычия.
Гипоте