Раздел 2. Архетипика Востока в
современной массовой западной культуре:
ее трансформация и развитие
2. 1 Изучение архетипов культуры. Архетип vs. образ 101
2. 2 Роль традиционных культур и
религий Востока в современных видеоиграх 105
2. 3 Призрак в кинофильмах жанра "неокайдан"
в контексте проблемы межкультурного межкультурного
диалога 115
2. 4 Образ буддийского монаха в современной массовой
западной культуре 127
2. 5 Образ самурая в современной массовой западной 140
культуре
2. 6 Образ якудза и ниндзя в массовой культуре 153
2. 7 Образ йога в западной массовой культуре 160
2. 8. Концепция сверхчеловека и ее связь с архетипическими
образами Востока 165
2.8.1. Образы мусульманского Востока в западной массовой 173
культуре
Выводы ко второму разделу 176
Выводы 180
Список использованных источников 183
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Современная западная культура представляет собой сложный конгломерат, в котором удивительным образом сочетаются как собственно достижения культуры Запада, так и заимствования из других культур. Накануне XXI века ее можно определить как "многоместное множество коренным образом отличающихся друг от друга форм разумения" [20, с.4]. Можно с уверенностью констатировать, что и в начале третьего тысячелетия культурная ситуация в западной культуре сходна с описанной в указанной цитате, и можно предположить, что в ближайшем обозримом будущем, скорее всего, подобная ситуация также будет иметь место. Кризис европейской духовности, который означает, прежде всего, крах традиционных для европейской ментальности идей, вынуждает людей Запада обращаться к наработкам иных культур.
Вследствие процесса глобализации, охватившего весь земной шар, и невиданного развития средств массовых коммуникаций разные части света теперь связаны намного теснее, чем в какой-либо из предшествовавших исторических эпох. Согласно мнению исследователей сейчас происходит гибридизация культуры, то есть осуществляется довольно сложная констелляция культурных феноменов из локального и глобального культурного процесса. Сегодня известный музыкант из США, например, может поместить отрывок из своей композиции в сети Интернет, а его коллега из Лаоса дописать продолжение. Барьеры между различными культурами значительно ослабились.
В то же время порождение массовых коммуникаций под названием массовая культура, являясь выразителем указанной тенденции, часто продуцирует образы, которые становятся визитными карточками отдельных государств и целых народов. Возникает парадоксальная ситуация: массовая культура, являясь выразителем представлений о том или ином предмете в том или ином обществе одновременно продуцирует эти представления и предпочтения. Массовая культура, использующая радио, телевидение видео- и компьютерные игры, является мощным средством воздействия на духовную жизнь современного общества, формирующим сознание целых социальных групп. В настоящее время, в формирующемся информационном обществе образ начинает играть все большую роль, замещая в некоторых случаях реальный предмет. Можно с уверенностью утверждать, что в сознании рядового жителя Запада место определенного объема информации о странах Востока занимает ряд образов, заимствованных из произведений массовой культуры. И хотя в большинстве случаев такие образы всего лишь конструируют картину мира, есть опасность того, что искусственное генерирование негативных образов может превратиться в мощный инструмент политики недалекого будущего. Поэтому представление о том, как именно происходит создание образов в массовой культуре, может иметь решающее значение.
Анализ западной массовой культуры является в данный момент одной из наиболее перспективных сфер гуманитарных исследований, разработка которой в Украине, к сожалению, осуществляется спорадически (в отличие от России и государств дальнего зарубежья).
Степень разработанности проблемы. Считается, что впервые проблематика явления под названием "массовая культура" была поставлена Х. Ортегой-и-Гассетом в работе "Восстание масс". В дальнейшем исследования по этой теме проводились Т. Парсонсом, Д. Беллом, М. Мак-Люэном. В целом по отношению к массовой культуре можно выделить следующие подходы. М. Арнольд в рамках теории "культура и цивилизация", где под культурой понималось "лучшее из сказанного и написанного" рассматривал массовую культуру как то, что должно быть уничтожено посредством образования широких слоев населения. Согласно Ф. Р. Левису, массовая культура является следствием культурного упадка. Культурализм (Р. Хогарт) противопоставляет культуру рабочего класса (являющуюся истинно народной) массовой культуре, которая в этом случае также является свидетельством культурного упадка. В рамках структурализма (Р. Барт) массовая культура сводится к мифам империализма. Согласно неограмшианскому анализу, массовая культура - то, что создается индивидуумами вследствие активного потребления текстов и практик индустрии культуры. П. Бурдье разделяет сферу культуры на культуру господствующую, или официальную, и культуру массовую.
Значительный объем исследований по данной теме был выполнен в СССР и странах советского блока (З. И. Гершкович, П. А. Ландесман, Ю. В. Согомонов, Е. П. Смольская, А. Кукаркин, Б. Райнов). Большинством указанных авторов массовая культура рассматривалась исключительно как принадлежность буржуазного общества, производимой для контроля над "трудящимися массами". В то же время ими были верно описаны некоторые особенности массовой культуры и тенденции ее развития.
Исследователями Запада за все время общения с Востоком был накоплен достаточно богатый материал, описывающий особенности традиционных культур Востока (работы Е. В. Завадской, А. Уотса, Г. С. Померанца, Т. П. Григорьевой, Н. И. Конрада, А. Н. Мещерякова, Н. Г. Краснодембской, Н. Р. Гусевой). Возникновение востоковедения как области научного знания относится к периоду девятнадцатого века, и изначально была связано
- Київ+380960830922