РАЗДЕЛ 2
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
2.1. Этапы и методы экспериментального исследования, характеристика контингента
Настоящее исследование было вызвано необходимостью организации психологического сопровождения и школьной психологической помощи умственно отсталым подросткам, которые ежедневно оказываются в трудноразрешимых, конфликтных ситуациях. Трудности и конфликтные ситуации, с которыми сталкиваются учащиеся вспомогательных школ, влияют на их поведение и эмоциональное состояние, при этом школьные психологи не имеют теоретической и методологической базы для предупреждения и разрешения конфликтов среди умственно отсталых подростков. В ходе исследования была выявлена проблема, обусловленная ролью конфликта и его разрешения в адаптационных процессах и социализации этих школьников. В дальнейшем оказалось, что умственно отсталые подростки по-разному реагируют на конфликтные ситуации, что определяется возрастными и гендерными различиями, психологическим благополучием, а также уровнем психического развития, структурой дефекта и особенностями нейродинамики.
Исследование проводилось в течение 2003 - 2006 годов и включало в себя 3 этапа. В эксперименте участвовали 120 подростков, обучающихся во вспомогательных школах, и 120 подростков общеобразовательных школ г. Луганска и Луганской области. Во вспомогательных школах в эксперименте участвовало 60 младших подростков 5 - 7 классов (30 девочек и 30 мальчиков) и 60 старших подростков 8 - 9 классов (30 девочек и 30 мальчиков).
Экспериментальными базами исследования служили: Коммунальное учреждение Луганская общеобразовательная вспомогательная школа № 45, Кленовая коммунальная специальная общеобразовательная вспомогательная школа-интернат, Петровская коммунальная вспомогательная школа-интернат, Ровеньковский областной детский дом-интернат и общеобразовательные массовые школы № 29, № 45 г. Луганска.
На первом этапе были определены основные проблемы, связанные с межличностным общением умственно отсталых подростков, выявлены характерные ситуации, вызывающие конфликты и особенности поведения в них. На основе анализа психологической литературы осуществлялся подбор методик.
На втором этапе были выделены экспериментальные группы, проводился констатирующий эксперимент. Его основной задачей стало изучение причин и особенностей конфликтного поведения умственно отсталых подростков. Проводились анализ и статистическая обработка полученных данных.
На третьем этапе были разработаны рекомендации для педагогов и школьных психологов; проведена экспериментальная коррекционная работа, включающая психокоррекционную программу, индивидуальные и групповые занятия; консультирование родителей.
Прежде чем приступить к описанию методов исследования, необходимо дать пояснение выборке испытуемых - подростков и их психологических характеристик.
На данный момент в развитых странах мира подростковый период имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным он охватывает почти десятилетие - от 10 до 20 лет.
Ш.Бюлер определяла подростковый возраст как негативную фазу юношеского возраста, называя её начало у девочек в 11-13 лет, а у мальчиков - в 14-16 лет. Г.Салливен считал, что подростковый возраст начинается с 12 лет. По Д.Бромлею, данный возраст ограничивается 11-15 годами [201]. Д.Б.Эльконин определял подростковый период, опираясь на психологическое, а не физическое развитие ребёнка, и установил границы между 10 и 15 годами [230].
Мы в нашем исследовании, придерживаясь границ 11-16 лет, опирались на нормативно-юридические критерии. Это объясняется тем, что возрастные границы, согласно Л.С.Выготскому, определяются социальной ситуацией развития [41; 230]. Как и Л.П.Блонский, он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируются в зависимости от уровня развития общества [15; 201].
Для Украины 16 лет - это возраст, когда человек несёт ответственность за свои поступки, получает паспорт, т.е. по крайней мере, формально становится взрослым. Если говорить о нижней границе - 10-11 лет - то это возраст перехода из младшей школы в среднее звено, но во вспомогательных школах этот переход осуществляется с 11 лет. Именно с этого возраста изменяются взаимоотношения между ребёнком и взрослыми, ребёнком и сверстниками. Следует отметить, что именно в этот период ребёнок "прощается" с учителем, как вторым родителем. В средней школе увеличивается количество учителей-предметников, изменяется тональность отношений, привычные отношения родитель-ребёнок, хорошо знакомые ему с детства, замещаются на отношения ребёнок-взрослый, более дистанцированные, с акцентом на познании. Таким образом, границы возраста определяются не только половым созреванием, но и формирующей средой взрослых и ровесников.
Для исследования особенностей конфликтного поведения при умственной отсталости подростки были выбраны по следующим причинам. Во-первых, подростковый возраст - это переход от детства к взрослости, от зависимости к самостоятельности и ответственности, от игры к учебной деятельности, к труду. Это самый бурный период процесса социализации. Во-вторых, это период развития рефлексии и самосознания, характеризующийся конфликтами и кризисами подросткового возраста. Кроме того, этот возраст примечателен тем, что подросток переносит большое количество фрустраций, которые влияют на его состояние и вынуждают к конфликтному противоборству. От способа преодоления внутриличностных и межличностных конфликтов зависит развитие подростка, его успешность в деятельности.
Именно поэтому для исследования был выбран подростковый возраст в границах 11-16 лет.
На первом этапе проводился тщательный подбор тестов и опросников, которые наиболее адекватно могли бы отвечать поставленным задачам. Умственно отсталые подростки довольно трудно воспринимают ряд формулировок личностных опросников. В связи с этим подбирались те тесты, которые одинаково легко воспри