РАЗДЕЛ 2
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ ПИЛОТОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВИАЛИНИЙ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
2.1. Научные основы методики формирования специальных умений у будущих пилотов международных авиалиний на основе межпредметных связей технических дисциплин
Системный подход, как методологический базис научного обоснования методики
Как указывалось в первом разделе, на сегодняшний день содержание профессиональной подготовки пилотов по техническому авиационному английскому языку не осуществляется, что отрицательно сказывается на их профессиональной деятельности и что определяет трудности конструирования как профессионально квалификационных характеристик, так и учебных планов и программ по подготовке будущих пилотов к полетам на международных авиалиниях.
Таким образом, отсутствие научно обоснованной и разработанной методики обучения техническому авиационному английскому языку практически исключает одну из важных составляющих формирования профессиональной надежности пилотов на международных воздушных трассах.
Разумеется, что данную проблему можно решить лишь с позиций системного подхода как общенаучной методологии, в основе которой лежат принципы диалектики, позволяющие рассматривать, исследовать, конструировать и моделировать объекты и явления в виде систем [141, 154].
Р.Н. Макаров [90, 91, 92] подчеркивает, что система профессиональной подготовки операторов особо сложных систем управления представляет собой совокупность специально вовлеченных эффективных средств (дисциплин) подготовки, интегративное воздействие которых в ходе их функционирования направлено на формирование единого фокусированного результата - надежности человека-оператора в обычном и экстремальном режимах деятельности.
Являясь методологической основой организации процесса профессиональной подготовки летного состава, системный подход в этой сфере педагогики должен иметь свою специфическую окраску.
В системном подходе можно выделить несколько аспектов: структурный, функциональный, генетический и др. В интересующем нас вопросе наиболее значимым выступает функциональный и структурный аспекты системного подхода.
Структурный аспект рассматривает, в основном, существование элементов средств профессиональной подготовки курсантов-пилотов и их порядок в системе.
Функциональный аспект системного подхода позволяет определить организованность системы профессиональной подготовки летного состава с целью наилучшего выполнения функций в интересах достижения цели системы.
Каждый частный педагогический процесс выполняет определенную, специфическую только для данного процесса функцию, которую не может выполнять никакой другой педагогический процесс системы профессиональной подготовки пилотов. В систему может быть включен только тот элемент, и только такое их количество, которое достаточно для функционирования системы в соответствии с заложенной программой. Это значит, что при определении элементов системы профессиональной подготовки летного состава необходимо избирательно их вовлечь в функционирование системы в соответствии с целями профессиональной подготовки летчика.
Включение элементов (средств) профессиональной подготовки летного состава в систему и их упорядочение должно обеспечить согласованную и взаимосвязанную функциональную систему адаптации в ответ на информационное воздействие каждого средства подготовки, не разрушая, а усиливая и достраивая адаптационный комплекс, формирующийся под информационным воздействием других элементов системы.
Таким образом, фиксация элементов (средств) в системе профессиональной подготовки летного состава к полетам на международных авиалиниях должна происходить определенными интегративными межпредметными связями, причем результат системы не может быть получен простым суммированием результатов воздействия различных элементов профессиональной подготовки. Результат системы может быть получен только в ходе взаимодействия элементов подготовки.
Иначе говоря, для получения запрограммированного результата необходимо так детерминировать межпредметные связи, чтобы их интегративное взаимодействие приобрело характер "взаимосодействия" с целью получения фокусированного педагогического результата.
Система профессиональной подготовки летного состава, как указывалось выше, состоит из множества элементов, в роли которых выступают как средства подготовки, так и их субэлементы - отдельные дисциплины. Причем, каждый из элементов в системном анализе представляет собой систему. Взаимодействие средств подготовки и отдельных дисциплин происходит не глобально, а избирательно, исходя из цели интеграции элементов системы в рассматриваемый период и этап формирования педагогического процесса. Данное заключение мы можем сделать из положения о том, что интеграция элементов образует различные системы. Взаимодействие элементов системы следует рассматривать во времени и пространстве. Пространственно-временная интеграция средств определяет структуру педагогической системы профессиональной подготовки.
Следовательно, под структурой педагогической системы профессиональной подготовки летного состава следует понимать специальную целенаправленную пространственно-временную интегративную организацию элементов учебно-воспитательного процесса в интересах получения системой запрограммированного педагогического результата.
Понятие "структура", как и понятие "организация", отображают упорядоченность объектов и их целостность. Это системная упорядоченность, так как часть, в любом случае, берется как система одного из предыдущих уровней. Вот почему отличительной чертой системы профессиональной подготовки пилотов должна быть относительная стабильность и взаимосвязь ее элементов, когда изменение одного элемента учебно-воспитательного процесса профессиональной подготовки приводит к изменению других и всей системы в целом.
Структурой системы профессиональной подготовки фиксируется место для ср