ГЛАВА 2. СВЕДЕНИЯ АРАБСКИХ БИОГРАФИЧЕСКИХ
СЛОВАРЕЙ ОБ ИСЛАМЕ И УЧЕНЫХ МУСУЛЬМАНАХ
НА ВОСТОЧНОМ КАВКАЗЕ В VII-X ВВ.
2.1. Арабское завоевание и исламизация Восточного Кавказа в VII-VIII вв. в отражении арабских биографических словарей.
Арабское завоевание Восточного Кавказа нашло довольно подробное отражение в средневековой арабо-мусульманской историографии. Основная информация об арабском завоевании Восточного Кавказа и его исламизации черпалась исследователями из исторических трудов IX-XIII вв. Арабские хроники и летописи подробно описаны и охарактеризованы как источники по истории Кавказа в работах З.М. Буниятова, А.Р. Шихсаидова, А. Н. Тер-Гевондяна, А.П. Новосельцева.
Для изучения истории Восточного Кавказа VII-VIII вв. имеет большое значение труд ал-Балазури (ум. в 279/892 г.) Китаб футух ал-булдан ("Книга завоеваний стран") Это история арабских завоеваний от Мухаммада до аббасидских халифов первой половины IX в. Ал-Балазури повествует о первых завоеваниях арабов на Кавказе в 40-х годах VII в., когда войска халифа 'Умара вышли к Дербенту. Затем следуют материалы о хазарском нашествии в период смут в Халифате и, наконец, отчеты об арабо-хазарских войнах VIII в. Для нашего исследования важны сообщения ал-Балазури об Арране - о походах арабских армий в эту страну, о заключенных арабскими военачальниками договорах с правителями областей и городов, о заселении арабскими племенами его территории. Другим важным источником этого типа является "Китаб ал-футух" ("Книга завоеваний") ал-Куфи (ум. 314/926 г.). У данного автора имеется более подробное, чем у других арабских историков, описание событий на Восточном Кавказе, с добавлением оборотов и речей, вложенных в уста тех или иных деятелей. Подробные сведения о военных экспедициях арабов на Кавказ, об административных назначениях в провинцию Арминия содержатся в "Истории" ал-Йакуби ( ум. в 284/897г. Автор хорошо знал кавказские дела, так как в одно время служил в провинции Арминия. Приводимый им материал по истории Восточного Кавказа этого периода не имеет паралееллей в других источниках. Летописи Тарих ар-русул ва-л-мулук ("История пророков и царей") ат-Табари ( 223/838-311/923 гг.) и Камил фи та'рих ("Полный свод по истории") Ибн ал-Асира (555/1160-630/1233 гг.) важны как ценнейшие источники об арабо-хазарских войнах VII-VIII вв., других политических и военных событиях на Кавказе. Благодаря тому, что оба автора строго следуют погодному изложению событий, эти летописи позволяют воссоздать хронологию арабских завоеваний и исламизации в регионе.
Впервые арабские экспедиционные отряды появились на Восточном Кавказе в период правления халифа 'Умара б. Хаттаба (13/634-23/644). После захвата Ирана и Азербайджана в 18/639 г. часть войск арабов под предводительством Букайра ибн Абдаллаха из Азербайджана направилась на северо-запад и после нескольких сражений в 21/642 г. захватила Муган, жителей которого арабы обязали платить джизью. Из Мугана войско арабов двинулись на север вдоль берега Каспийского моря и в том же году достигло Баб ал-абваба. По сообщению ат-Табари, первый успешный поход арабов на Восточный Кавказ состоялся в 22/643 г., когда 'Умар б. Хаттаб велел воена- чальнику Сураке б. 'Амру покорить Дербент. Последний двинулся к Ширвану и послал перед собой Букайра б. 'Абдаллаха и 'Абд ар-Рахмана б. ар-Раби'а ал-Бахили. Когда они приблизились к Дербенту, Шахрийар, потомственный владетель этой области, покорился им и попросил мира, но при условии, что не будет платить дань, а употребит ее на содержание войска для защиты границ от набегов кочевников, идущих с севера [153, с. 886-887]. Ас-Сафади в ал-Вафи би-л-вафайат среди знаменитых людей в истории Халифата упоминает Сураку б 'Амра и пишет, что 'Умар б. ал-Хаттаб возвратил его в ал-Баб, куда до него был назначен 'Абд ар-Рахмана б. Раби'а ал-Бахили. До приезда в Баб ал-абваба Сурака б. 'Амр "заключил мир с Арминией и армянами и написал об этом 'Умару. Там Сурака и умер, оставив своим преемником 'Абд ар-Рахмана б. Раби'а" [117, с. 2038]. Хотя в источнике не указаны дата и место кончины Сураки б. 'Амра, можно предположить, что данное событие произошло в конце правления халифа 'Умара в Дербенте. Наше предположение подтверждает биографическая заметка об 'Абд ар-Рахмане б. Раби'а ал-Бахили в своде Ибн 'Абд ал-Барра о сподвижниках Мухаммада, где сделана запись: "'Умар назначил его (Абд ар-Рахмана б. Раби'а) править Баб-ал-Абвабом и (руководить) войной против тюрок (хазар). Был убит около Баланджара во время правления 'Усмана через два года после его прихода (к власти)" [127, с. 251].
Заметных результатов в своей завоевательной политике на Восточном Кавказе арабы добились при халифе 'Усмане б. 'Аффане (23/644- 35/656). Во время выступления под командованием Хабиба б. Масламы отряд во главе с Салманом б. Раби'а двинулся на Арран. В 25/646 г. он занял Байлакан по мирному договору, в соответствии с которым "гарантировал его жителям жизнь, имущество и стены их города, обязав их вносить поземельную и подушную подать" [105, с.15]. Затем он прибыл в столицу Аррана, Барда'а, которая также подчинилась арабам по мирному договору [150, с. 194.] Халифа б. Хаййат тоже подтверждает, что Салман б. Раби'а в 25/646 г. завоевал столицу Аррана - Барда'а [71, с. 132]. Занятие Барда'а арабами в 25/646 г. нашло отражение в своде о первых поколениях мусульман Ибн ал-Асира. В заметке об Абу Касире Салихе б. ал-Мутаваккиле автор 'Усд ал-габ писал: "Он был рабом асхаба Мазана б. Гадайбийа и освобожден после их встречи с пророком Мухаммадом. Они оба были убиты в Барда'а и их могилы (находятся) там" [75, с. 10]. О спутнике Мухаммада Мазане б. Гадайбийа ат-Та'и оманский историк С. ал-Батташи пишет,что был первым жителем территории нынешнего Омана, принявшим ислам. До своей гибели в столице Арранеё он успел построить мечеть у себя на родине [279, с. 21].
Подчинив Арран, Салман двинулся в сторону Дербента и проник в Ширван, "царь которого заключил с ним мир" [150, с. 194.] П