Ви є тут

Постмодернізм і традиція: трансформація жанру в чарівній казці Людмили Петрушевської

Автор: 
Колтухова Ірина Михайлівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U002269
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ТРАДИЦИОННО СКАЗОЧНОЕ И ПОСТМОДЕРНИСТСКОЕ В ХРОНОТОПЕ "НАСТОЯЩИХ СКАЗОК" Л. ПЕТРУШЕВСКОЙ

Цель данного раздела - определить роль сказочного хронотопа и особенности его трансформации в "Настоящих сказках" и несказочной прозе Петрушевской.

2.1. Основные свойства сказочного хронотопа
Постмодернизм - явление, сущностная природа которого до конца еще не определена. Остаются дискуссионными степень его эстетической ценности и новаторства, не обозначены типологические рамки, отграничивающие его от других направлений литературы современного периода. До сих пор, после многочисленных дискуссий, не бесспорным остается вопрос, что есть постмодернизм: полное разрушение литературы или попытка возврата к культурным ценностям, приспособления традиции к условиям новой действительности, проверки традиции на прочность, на излом, на разрыв, исследования автором внутри текста своей индивидуальной творческой свободы? Такого рода проблемы решаются иссследователями в широкой исторической перспективе. Мы же опираемся лишь на те отдельные типологические характеристики художественной системы постмодернизма, которые принято считать относительно устоявшимися, общепринятыми. На уровне композиции к ним относится разрушение и установление новых связей в хаосе. На уровне жанра - интертекстуальность, насыщенность текста внетекстовыми аллюзиями, реминисценциями, наличие широкого культурологического контекста. На уровне личности героя, персонажа и автора - представление о человеке с точки зрения антропологического пессимизма, примат трагического над идеальным. На уровне эстетики - подчеркнутая антиэстетичность, шок, эпатаж, антинормативность. На уровне приема - игра как способ существования в реальности и в искусстве, форма взаимодействия литературы и действительности, ирония, утверждающая плюралистичность мира и человека, инверсия - принцип переворачивания, перелицовывания [97]. В этом разделе будет сделана попытка рассмотреть "Настоящие сказки" Петрушевской, применяя к ним те из вышеупомянутых характеристик, которые могут быть связаны с категорией хронотопа.
Уникальность жанра литературной сказки, как установлено исследователями, заключается в том, что, постоянно переосмысливая этические и эстетические каноны, она сохраняет неразрывную связь с фольклорной традицией. Литературную сказку с народной сближает особая художественная картина мира. В "памяти жанра" литературной сказки сохраняются основные его черты: установка на вымысел, утверждение основных законов бытия. Создаваемый сказкой идеальный мир, мир "космос-гармонии" (О. Фрейденберг) [196] противостоит бессвязной алогичности реальной жизни, в которой современный человек ощущает экзистенциальный ужас одиночества, горечь и тоску.
Сказочное чудо окружено множеством обыденных деталей, а игровая атмосфера дает возможности для взаимодействия с литературной традицией, с другими, несказочными жанрами и установления с ними разнообразных связей.
Изучая взаимосвязь волшебных сказок Людмилы Петрушевской с литературной традицией, трансформацию в них жанровых элементов, на наш взгляд, необходимо обратиться к исследованию пространственно-временной структуры ее произведений: волшебных сказок и несказочной прозы - рассказов и повестей.
Понятие хронотопа введено в литературоведение М. Бахтиным как формально-содержательная категория литературы для осмысления различных жанров, - характеристик, непосредственно определяющих возможности создания в них образа человека [25, с. 10]: "хронотоп как преимущественная материализация времени в пространстве является центром изобразительной конкретизации"; [там же, с. 185] Размышляя о границах хронотопического анализа, о том, что смысловые моменты как таковые вовсе не поддаются временным и пространственным определениям, ученый писал: "... каковы бы ни были эти смыслы, чтобы войти в наш опыт (притом социальный опыт), они должны принять какое-либо пространственно-временное выражение, то есть принять знаковую форму <...> Следовательно, всякое вступление в сферу смыслов совершается только через хронотоп" [там же, с. 191-192]. Современные исследователи признают, что категория хронотопа формирует семантическое ядро любого жанра: "Хронотоп - структурный закон жанра, в соответствии с которым естественное время-пространство деформируется в художественное" (Ю. М. Лотман) [99, с.47].
Особенности хронотопа сказки принято определять через качества, унаследованные ею от мифа. Миф - это древнейшая форма представлений о мире, возникающая в ту пору, когда для культуры характерно синкретическое состояние, а искусства как такового ещё нет. Сказка же -один из наиболее древних жанров словесного искусства.
Возникновение мифов происходило на первых этапах развития культуры, когда абстрактные представления о пространстве и времени ещё не были сформированы. Для первобытного человека место и время неразделимы и дискретны, они характеризуются происходящими в них событиями. Прошедшее формируется как "первоначальное время", эпоха первотворения, но оно же возвращается или даже никуда не исчезает в реальном настоящем, поскольку существует созданный мир. В дальнейшем появляется представление о линейном времени, а с появлением календарных земледельческих праздников возникает представление и о времени циклическом.
Все эти образы времени, тесно связанные с соответствующими пространственными представлениями, причудливо напластовываясь, создают весьма противоречивую картину: время оказывается одновременно дискретным и непрерывным, динамичным и недвижным; пространство отмечается "изнутри" понятиями центра и периферии, но центр мыслится прежде всего как местонахождение всего благого, и туда помещаются и обиталище людей, и обиталище богов, и мировое древо - множество объектов, никак не совместимых в эвклидовом пространстве, а местонахождение периферии может быть сколь угодно близким или далёким, она маркируется не топографическими, а пограничными характеристиками (Стеблин-Камен