Ви є тут

Політичні партії як фактор формування і реалізації зовнішньої політики України

Автор: 
Ломко Ірина Григорівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U003658
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОМ МЕХАНИЗМЕ УКРАИНЫ: НОРМАТИВНЫЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПАРТИЙНЫХ ПРОГРАММ

2.1. Функции политических партий и их проявление в сфере внешней политики
Трансформация украинского общества от тоталитарной системы к демократической требует от реформаторов смены механизмов власти. Важную роль в этом процессе должны играть политические партии, эффективно действующая партийная система. Поэтому проблема становления в Украине политических партий демократического типа, создание соответствующих условий для этого является очень актуальной.
Под политической партией автор понимает "политическую организацию, основанную на определённых идеологических принципах, которая имеет собственную структуру и ставит целью получение и удержание государственной власти, реализуя интересы своих членов и симпатиков" [165, с.204]. Данное определение интегрирует в себе либеральный и институциональный подходы к пониманию сущности партий и существенно отличается от определения, которое предлагается украинским законодательством. Во второй статье закона Украины "О политических партиях в Украине" записано, что политическая партия - это "зарегистрированное в соответствии с законом добровольное объединение граждан - сторонников определённой общенациональной программы общественного развития, которое имеет своей целью содействие формированию и выражению политической воли граждан, принимает участие в выборах и других политических мероприятиях" [40]. На практике "добровольное объединение граждан" может иметь форму любого гражданского, профессионального или иного собрания людей, впрочем, как и выше отмеченную цель может иметь кто-либо и что-либо, а не только партия.
Выборы народных депутатов Верховной Рады Украины и органов местного самоуправления проведённые в марте 2006 года по новым "правилам игры" в соответствии с избирательным законом, принятым в 2004 году, на основе исключительно пропорциональной избирательной системы с закрытыми списками способствовали повышению роли и степени партийного влияния на принятие государственных решений, а также "превращению политических партий в игроков - монополистов, единственных действующих субъектов в электоральном процессе" [121, с.42].
Главной функциональной задачей партий, получивших динамичный импульс для своего развития, является программно-целевая, состоящая в агрегировании и артикуляции интересов, разноориентированных социальных групп с целью содействия их организационному, целенаправленному продвижению в процессе принятия политических решений, в том числе и в сфере внешней политики.
Все политические партии Украины по ориентации на выполнение этой функциональной задачи можно условно разделить на идеологические (массовые) и "избирательно-профессиональные" (электоральные). Первые - требуют постоянной поддержки членами партии идеологии и проводимой партийной линии, вторые - идеологию считают второстепенной и пребегают к ней преимущественно в период избирательных кампаний. Следует отметить, что идеологические партии (КПУ, НРУ, СПУ) выражают интересы преимущественно партийного руководства и социальных групп, в то время как "избирательно-профессиональные" партии (НУ, ПРУ, БЮТ), выражают интересы финансово-политических элит. Так, профессиональный состав народных депутатов в Верховной Раде Украины IV созыва от партии КПУ составил "33% - депутаты различных уровней, 19% - партийные работники, 7% - работники госадминистраций и советов различных уровней, 9% - руководители высшего и среднего звена и только 10% - преподаватели, 5% - пенсионеры и рабочие, 1% - работники гражданских организаций, врачи...В блоке "Наша Украина" - 21% - предприниматели, 13% - банкиры, 13% - партийные работники и чиновники различных уровней, рабочих и врачей нет, 8% - преподавателей" [128, с.7-15]. Согласно проведённому опросу Фондом "Демократические инициативы" и фирмой "Социс" только "18% граждан Украины считают, что блок "НУ" выражает их интересы и 15% имеют такое же мнение о КПУ" [7, с.96].
Программы политических партий призваны изменить существующую ситуацию с односторонним представительством интересов либо партийного руководства, либо бизнес-групп, поскольку содержат предложения по достижению компромиссов, а также концепцию, при помощи которой партии хотят осуществлять на практике своё политическое влияние. Можно выделить основную программу, программу действий, предвыборную и правительственную программу. В каждой из них обязательно присутствуют положения относительно векторов внешней политики и безопасности Украины. "С одной стороны, задание партийных программ состоит в том, чтобы оказывать влияние на общественность, а с другой - чтобы формировать внутреннее устройство партий" [50, c.59-60]. Наличие внешнеполитического блока в программах украинских партий (особенно в предвыборных программах) обусловлено рекламной функцией программ (для привлечения новых членов партии и достижения благоприятных для партии решений избирателей), функцией профилирования (отмежевание от других партий) и агитационной (подчёркивание преимуществ в конкурентной борьбе за голоса избирателей). Следует также отметить, что в случае стабильной демократии внешняя политика второстепенна по отношению к внутриполитическим процессам, а в случае переходной государственности, как в Украине, значение внешнеполитических факторов, равно как и их влияние, возрастает. Это связано с тем, что появляется необходимость отвлечения внимания граждан от внутриполитических проблем за счёт внешнеполитических вопросов (поиск врагов).
Программно-целевая функция тесно связана с электоральной, которая состоит в мобилизации избирателей на поддержку программ и кандидатов от партий. "Мобилизация осуществляется на основе отождествления содержания общественных интересов и партийных программ" [42, с.65]. В сфере внешней политики данная функция проявляется в формировании общественного мнения политическими партиями "партийный механизм - важнейш