РАЗДЕЛ II
КОНЦЕПТ. КОНЦЕПТОСФЕРА. ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА
2.1. Когнитивная лингвистика как развивающаяся область научного знания; её роль
в гендерной концептологии
Когнитивная лингвистика — лингвистическое направление, в центре внимания
которого находится язык как общий когнитивный механизм, как когнитивный
инструмент — система знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и в
трансформировании информации.
Когнитивная лингвистика возникла на базе когнитивизма в рамках современной
антропоцентрической парадигмы, которая ориентированна на человека как активного
познающего субъекта. Когнитивистика постулирует следующее положение: язык
принадлежит прежде всего личности, которая осознает себя и свое место в мире,
свою роль в практической деятельности и языковом общении. Принцип
антропоцентризма определяет развитие не только когнитивной лингвистики, но и
всей современной науки.
Возникновение когнитивной лингвистики связано с новым пониманием языка как
когнитивно-процессуального явления; при этом подчеркивается ментальная природа
языка, его роль в передаче и обработке информации о мире. Язык обеспечивает
протекание коммуникативных процессов, в ходе которых передаются и используются
знания. В механизмах языка существенны не только мыслительные структуры сами по
себе, но и материальное воплощение этих структур в виде знаков. Исследования
в области когнитивной лингвистики дают ключ к раскрытию механизмов человеческой
когниции в целом. Язык рассматривается как когнитивная структура, как система
переработки информации. Когнитивная лингвистика рассматривает, каким образом
вербализуются формируемые человеком структуры знания. Были поставлены вопросы о
том, каким видит человек окружающую действительность и как это отражается в
языке, какой аспект взаимодействия с природой и людьми человек фиксирует в
языке в первую очередь и почему. Когнитивная лингвистика позволила исследовать
объективированные в языке структуры знания.
Когнитивная лингвистика активно разрабатывает проблемы категоризации и
концептуализации, вопросы языковой картины мира и концептуальной системы,
проблемы соотнесения языковых структур с когнитивными, роль языка в процессах
познания и осмысления мира.
Когнитивизм знаменовал появление новой парадигмы научного знания. Когнитология
привнесла новый метод в лингвистику: вместо замыкания на собственно языковом
материале приходит рассмотрение лингвистического материала на
культурологическом, социологическом, биологическом, философском и
психологическом фоне, произошел переход от описательного характера к
объяснительному. Такой подход позволяет совместить данные разных наук,
гармонизировать эти данные и найти смысл в их корреляциях и соотносительности.
Терминологическая система когнитивной лингвистики находится в процессе
становления и развития и характеризуется не столько новыми терминами, сколько
уточненными и унифицированными терминами, которые уже имеются в лингвистике или
заимствуются из других областей научного знания.
2.2. Концепт — концептология — гендерная концептология
Одним из основных терминов когнитивной лингвистики является термин «концепт». В
рамках когнитивной лингвистики исследуются все возможные средства вербализации
концепта, что позволяет приблизиться к познанию концепта — единицы мышления
данного социума.
«Концепт» — термин математической логики, в последнее время он закрепился в
гуманитарных науках — культурологии, когнитологии, когнитивной лингвистике.
Пересмотр традиционного логического содержания концепта и его психологизация
связаны с начавшимся в конце ХХ в. изменением научной парадигмы гуманитарного
знания, когда на место господствовавшей сциентистской системно-структурной
парадигмы пришла парадигма антропоцентрическая, функциональная.
О том, что термин «концепт» находится в стадии становления, свидетельствует
значительное количество несовпадающих определений данного термина. Приведем
некоторые из них:
Концепт — это своего рода алгебраическое выражение значения, которым мы
оперируем в своей речи (Д.С. Лихачев) [104].
Концепт представляет собой оперативную содержательную единицу памяти,
ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира,
отраженной в человеческой психике (Е.С Кубрякова) [94].
Концепт есть комплексная мыслительная единица, которая в процессе мыслительной
деятельности поворачивается разными сторонами, актуализируя в процессе
мыслительной деятельности свои разные признаки или слои, которые могут не иметь
языкового обозначения в родном языке человека. (И.А. Стернин, З.Д. Попова)
[138].
Концепт — это единица коллективного знания / сознания (отправляющая к высшим
духовным ценностям), имеющая языковое выражение и отмеченная этнокультурной
спецификой (С.Г. Воркачев) [36].
Концепт есть не что иное, как ментально-психонетический комплекс,
представляющий собой единство знаний, представлений, чувствований, интуиции,
трансцеденции, проявлений архетипически-бессознательного, закрепленных за
определенным знаком (Е.А. Селиванова) [151].
Концепт — исследовательская единица, которая включает понятийный, образный и
ценностный аспекты значения «культурного» слова, то есть учитывает весь объем
человеческого знания, «свернутого» в слове, объединяющем множество содержаний
сознания и мировоззрения в формообразующее целое (Л.Н. Синельникова) [160].
Такое многообразие дефиниций концепта может быть результатом продолжающегося
становления и развития самого термина; однако, на наш взгляд, несводимость
термина «концепт» к какому-то одному определению в то же время свидетельствует
о его непередаваемой сложности и неоднознач
- Київ+380960830922