РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Методы исследования
Для решения поставленных задач в работе применялся следующий комплекс методов
исследований:
- теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы;
- педагогические методы: анкетирование, педагогические наблюдения,
педагогическое тестирование;
- педагогический эксперимент;
- цифровая видеосъемка;
- морфологические, медико-биологические и психофизиологические исследования;
- методы математической статистики.
Анализ литературных источников проводился с целью изучения существующих мнений
различных авторов по вопросам: технико-тактической подготовки, индивидуализации
тренировочного процесса игроков различных амплуа; комплектования, как команд,
так и отдельных игровых линий в этих командах; использования различных
вариантов совершенствования технических элементов; надежности в двигательных
технико-тактических действиях, присущих игрокам футбольных команд.
Среди педагогических методов основными являлись:
- анкетирование, которое применялось для изучения мнения спортсменов и тренеров
о критериях игрового мастерства юных футболистов 15-17 лет, а также
существующих условиях применения комплексов тренировочных заданий для
футболистов различного амплуа и их последовательности при подготовке к
соревнованиям по футболу различного уровня (Приложение А).
- педагогические наблюдения проводились в процессе тренировочной и
соревновательной деятельности футболистов с целью определения проявления
степени надежности и особенностей игрового амплуа при реализации
технико-тактических действий в различных комбинациях. Все данные фиксировались
независимыми экспертами по принятой системе и заносились в специальные
протоколы, утвержденные Федерацией футбола Украины [28] для дальнейшей
статистической обработки и анализа полученных результатов. Регистрации
подлежали все действия, выполненные игроками во время игры (Приложение Б.1 –
Б.5). Цель регистрации – определить игровую активность и эффективность
выполнения технико-тактических приемов каждого футболиста и команды в целом.
Оценка индивидуальных технико-тактических действий осуществлялась по двум
показателям: по количеству и точности выполнения технико-тактических действий.
Регистрировались следующие индивидуальные технико-тактические действия: 1)
передачи мяча: длинные, средние и короткие – фиксировались по направленности –
вперед, поперек поля и назад; 2) ведение мяча; 3) обводки соперника; 4) отборы
мяча у соперника; 5) перехваты мяча; 6) игра головой; 7) удары по мячу в ворота
ногой и головой. При этом точно выполненным технико-тактическим действием
считалось такое, в результате которого мяч сохранялся под контролем игрока или
попал к партнеру (если это удар по воротам, мяч должен попасть в их створ). При
неточно выполненном действии мяч доставался сопернику, а при таких действиях,
как перехват или отбор, он оставался под контролем соперника.
Зарегистрированные технико-тактические действия характеризовались следующими
основными признаками:
- короткие и средние передачи – от 1 до 25 м., длинные – более 25 м.;
- ведение – перемещение с мячом при сохранении контроля над ним;
- обводка – действие футболиста, владеющего мячом, направленное на преодоление
сопротивления соперника;
- отбор – действие, направленное на овладение мячом, который контролируется
соперником;
- перехват – действие, направленное на овладение мячом, который уже не
контролируется соперником;
- игра головой – все приемы, выполняемые ударом головы.
Математическая обработка полученных данных осуществлялась в следующей
последовательности:
- подсчитывалось число точных и неточных действий с мячом (суммарно и в
отдельности по каждому приему), выполняемых каждым футболистом за первую и
вторую половину игры;
- рассчитывался коэффициент брака по каждому приему футболиста по формуле:
Кбр. = , (2.1)
где Кбр. – коэффициент брака;
ТТДотр. – количество технико-тактических приемов, выполненных с браком
(отрицательно);
ТТДобщ. – общее количество технико-тактических действий (сумма положительных и
отрицательных действий);
- подобным образом рассчитывалось количество и коэффициент брака при выполнении
каждого приема для всей команды;
- подсчитывалось количество ТТД за игру и определялся коэффициент брака.
В процессе игры регистрировались командные действия:
- общее количество атак своей команды;
- общее количество атак команды соперника;
- общее количество атак обеих команд;
- количество проникающих атак, т.е. атак, достигших зоны реальной угрозы
воротам (30 метров от линии ворот и ближе);
- количество сорванных обеими командами проникающих атак;
- эффективность атакующих и оборонительных действий.
Атака команды фиксировалась с момента первой передачи мяча. Успешная атака Ї
это атака, завершавшаяся ударом в ворота, угловым, штрафным или свободным
ударом в пользу атакующих, созданием голевого момента.
Эффективность атакующих действий (ЭАД) рассчитывалась по формуле:
ЭАД = , (2.2)
где УА - число успешных атак;
ОКА - общее количество атак.
Эффективность оборонительных действий (ЭОД) вычислялась по формуле:
ЭОД = , (2.3)
где СА - количество сорванных атак;
ОКА - общее количество атак команды соперника.
С целью контроля тренировочных и соревновательных нагрузок необходимо было
определять:
1. Специализированность занятия (к специализированным занятиям относились
занятия, на которых футболисты выполняли упражнения только с мячом). Все
занятия без мяча рассматривались как неспециализированные. В одном зан
- Київ+380960830922