Ви є тут

Історичні та медико-соціальні аспекти становлення і розвитку вчення про сибірку

Автор: 
Пугач Надія Борисівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U002153
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АНТРАКСА
В настоящем разделе, обращаясь к научным результатам Роберта Коха и Луи Пастера, попытаемся вскрыть основные исторические этапы становления, создания теории о сибирской язве, выявить связь теоретического и экспериментального в процессе познания антракса.
Еще раз подчеркнем, что эпидемии оспы, чумы, холеры, сибирской язвы распространялись по всему земному шару. Высказывались многие предположения, но истинные причины заразных болезней оставались неизвестными.
Что такое сибирская язва? Какие ее характерные признаки и особенности? Известная писательница, автор замечательной книги о Л. Пастере М. И. Яновская указывает на то, что "никто не знает, когда впервые появилась на земле сибирская язва. Существует легенда, которая относит ее к древним временам Моисея. Эта болезнь распространена почти по всему земному шару. Она не признает географических границ, хотя чаще всего ограничивает свое распространение каким-нибудь определенным районом; она появляется молниеносно и столь же неожиданно исчезает. Эта болезнь поистине загадочна. Она налетает, словно сваливается с неба, поражает овец, лошадей, коров, через них заражает и людей, и от нее нет никакого спасения. Невозможно уловить, в чем же причина ее исчезновения. Людям она несет разорение и, часто, смерть в страшных мучениях" [72].
Американский ученый, историк микробиологии Поль де Крюи (Крайф), автор интересной книги "Охотники за микробами" посвящает ее творцам медицинской микробиологии, исследователям фундаментальных проблем антракса Р. Коху, Л. Пастеру, И. И. Мечникову. Об этом сложном явлении природы он говорит так: "Сибирская язва была странной и непонятной болезнью, таинственным и страшным бичом всех земледельческих хозяйств в Европе; сегодня она разоряла благоденствующего владельца тысячного стада овец, а завтра предательски убивала последнюю корову, единственную кормилицу бедной вдовы. Не было никакой закономерности, никакого смысла в путях распространения этой убийственной мировой язвы. Утром жирный ягненок весело резвился в стаде, к вечеру он уже отказывался от еды и печально опускал голову, а на следующее утро крестьянин находил его холодным и застывшим, с густой и почерневшей кровью. Затем вдруг и сам крестьянин, или пастух, падал в страшных судорогах и быстро погибал от гнойного воспаления легких" [73].
Обратимся к ряду фундаментальных экспериментальных опытных данных, раскрывающих природу антракса. В 1836 году немецкий ученый Эйлерт обнаружил странный факт. Кровь, взятая от больных животных и введенная здоровым овцам, передает им болезнь. Через девять лет венский клиницист Герлах обращает внимание на другой факт: земля, в которой была зарыта овца, погибшая от сибирской язвы, в течение трех лет сохраняла способность ввызывать болезнь. Это проявилось в том, что за считанные дни стадо, пасшееся на этом лугу, потеряло несколько десятков животных.
Отметим, что первым исследователем, наблюдавшим под микроскопом возбудителя сибиреязвенной инфекции, является немецкий ученый, врач Алоис Поллендер (1800-1879). В пятидесятилетнюю годовщину его смерти на одном из домов в Випперфюрте около Кельна была укреплена доска с такой надписью: "В этом доме Алоис Поллендер открыл в 1849 году бациллы сибирской язвы". Пользуясь лучшим для своего времени микроскопом венского мастера Плессля, но без окраски препаратов, А. Поллендер считал обнаруженные им нитевидные неподвижные тельца среди кровяных клеток в качестве гнилостных организмов растительного происхождения - "инфузориями". Свои результаты ученый опубликовал только в 1855 г., при этом автор, впервые описавший микроорганизм, не считал его возбудителем болезни. В частности А. Поллендер писал, что о "происхождении и развитии этих замечательных и загадочных телец ничего не могу сказать" [74].
В 1850 г. декан медицинского факультета Пьер Франсуа Райе (1793-1867) и французский биолог и врач Казимир Джозеф Давен (1812-1882), изучая под микроскопом различные виды микроорганизмов, обнаружили в крови животных (овец), павших от сибирской язвы, тонкие цилиндрические нитеобразные палочки. Их длина примерно в два раза превышала размеры красных кровяных шариков. Эти маленькие тельца не производили никаких спонтанных движений. Заметим, что красные кровяные шарики в обычной здоровой крови организма находятся раздельно, а у больных и павших животных - собираются в комки.
Сообщение П. Ф. Райе и К. Д. Давена об исследовании микроорганизма, который в дальнейшем признан был возбудителем сибирской язвы, хронологически является первым печатным сообщением. Кроме того, французских исследователей следует признать первыми, осуществившими опыты заражения животных кровью с описанными ими микроскопическими тельцами (частички селезенки вводились в надрезы кожи здоровым животным).
Значительный интерес представляют изыскания русского профессора Фридриха Августа Брауэлла (1807-1882) из г. Тарту (быв. Юрьев, Дерпт). В 1856 г., исследуя труп человека, умершего от сибирской язвы (заразился при снятии шкуры погибшей овцы), Ф. А. Брауэлл напитал кровью из селезенки шерстяную нитку и ввел ее под кожу здоровой овце. Животное заболело и погибло при характерных проявлениях, а его кровью заражены были еще несколько овец. Одновременно ученый подверг микроскопическим исследованиям кровь погибшего человека, а затем и кровь зараженных животных. Ему удалось обнаружить палочковидные тельца среди кровяных клеток.
В результате своих наблюдений Ф. А. Брауэлл пришел к выводам о различной степени восприимчивости животных разных видов к сибиреязвенной инфекции, о наличии ее "контагии" главным образом в крови [75, 76].
В целом результаты Ф. Брауэлла можно выразить следующим образом:
1. независимо от наблюдений Поллендера, Райе, Давена он обнаружил сибиреязвенные бациллы;
2. он первым наблюдал возбудителя сибирской язвы (B.anthracis) в крови человека, умершего от этой болезни;
3. он показал, что