РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Методы исследования
При подборе методов исследования руководствовались поставленными задачами и требованиями, предъявляемыми к проведению исследований.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
* анализ и обобщение литературных источников и документальных материалов;
* опрос, анкетирование;
* педагогические методы исследования (педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент);
* антропометрические методы исследования;
* физиологические методы исследования;
* методы определения показателей заболеваемости;
* методы оценки объема двигательной активности;
* методы математической статистики.
2.1.1. Анализ и обобщение литературных источников и документальных материалов. Изучение данных литературы с их последующим анализом осуществлялось на всех этапах исследования. По работам отечественных и зарубежных авторов исследовалось состояние проблемы, раскрывающее особенности организации физического воспитания студенческой молодежи, психолого-педагогические характеристики данного возраста и т.д. Изучение специальной литературы позволило получить представление о состоянии исследуемого вопроса, обобщить экспериментальные данные, касающиеся изучения закономерностей, организационно-педагогических условий, необходимых для построения обоснованной концепции физического воспитания студенческой молодежи, формирования ценностных ориентаций, потребностей, действенных мотивов занятий физическими упражнениями, формирования знаний в области физической культуры.
В процессе работы над диссертацией было изучено 200 источников специальной научно-методической литературы, из них 43 иностранные.
2.1.2. Опрос, анкетирование. Для изучения мотивов и интересов студентов к разным видам двигательной активности и оценки их мнения по вопросам эффективности процесса физического воспитания была разработана анкеты (приложение А). С целью выявления причин низкой эффективности и путей оптимизации процесса физического воспитания было проведено анкетирование преподавателей физического воспитания ГУ "ЗИГМУ" Анкета представлена в приложении Б. Уровень знаний в области физического воспитания и оздоровительной физической культуры оценивался нами согласно разработанных тестовых заданий (приложение В). В их основе лежит проведение тестового опроса (15 заданий), предполагающего выявление знаний:
* по вопросам сохранения и укрепления здоровья;
* влияния факторов риска на состояние здоровья;
* ведения здорового образа жизни.
Содержание тестовых заданий составлено на основе обязательного минимума образовательных программ по физической культуре.
Оценка тестовых заданий проводилась по пятибалльной шкале:
1 балл - дано меньше 25% правильных ответов - знания отсутствуют;
2 балла - дано от 26% до 49% правильных ответов - знания частичные;
3 балла - дано от 50% до 74% правильных ответов - неполные знания;
4 балла - дано от 75% до 89% правильных ответов - достаточные знания;
5 баллов - дано больше 90% правильных ответов - полные знания.
Выявление уровня сформированности валеологических умений было проведено с помощью самооценки (приложение Д). Вопросы анкеты носили закрытый характер: двенадцать вопросов анкеты требовали выбора одного из трех ответов и имели свою оценку:
да могу, это мне уже приходилось делать - 2 балла;
думаю, что смогу - 1 балл;
не могу - 0 баллов.
Вопросы были составлены в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего общего образования по предмету "Физическая культура" куда входят социокультурные, психолого-педагогические и медико-биологические основы физической культуры.
Для определения особенностей образа жизни студентов и уровня их участия в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности проводилось с помощью опроса.
2.1.3. Педагогические методы. Педагогическое наблюдение проводилось за занимающимися в процессе занятий физическим воспитанием студентов.
Педагогическое тестирование осуществлялось с использованием контрольных упражнений Государственных тестов физической подготовленности населения Украины [38].
На основании проведенного педагогического тестирования определяли результаты в двигательных тестах. Прыжок в длину с места (см). Выполнялось три попытки. Зачислялся лучший результат. Для оценки силы и силовой выносливости мышц туловища выполнялись упражнения: подъем туловища из положения лежа на спине, ноги согнутые в коленах, и возвращение в исходное положение. Исследуемый выполнял максимальное количество движений за 60 с. Для оценки силы мышц плечевого пояса использовался тест сгибание разгибание рук в упоре лежа (максимальное количество раз). Для оценки быстроты - бег 100 м. Для оценки гибкости - наклон вперед из положения сидя на полу.
Тест для оценки скоростной выносливости. Выполнялся на площадке на дистанции 9 м. С высокого старта исследуемый должен был пробежать дистанцию и возвратиться обратно. Повторялось 4 цикла "туда и обратно" с максимально возможной для него скоростью.
Тест для оценки общей выносливости представлял собой бег на 3000 м - мужчины, бег 2000 м - женщины.
Для измерения силы мышц кисти использовали метод динамометрии. Проводили три измерения, учитывался лучший результат.
Педагогический эксперимент проводился в виде констатирующего, преобразующего и сравнительного. В эксперименте приняли участие студенты основного отделения Гуманитарного университета "Запорожский институт государственного и муниципального управления" и Запорожской государственной инженерной академии.
Констатирующий эксперимент проводился в начале семестра и включал изучение мотивации студентов к двигательной активности, диагностику показателей их физического здоровья, оценку заболеваемости, структуры и объема двигательной активности студентов.
При проведении преобразующего эксперимента были сформированы контрольная и экспериментальная группы с