Раздел 2.].
Ликвидатор для пополнения ликвидационной массы может заявить требования к
третьим лицам, которые несут в соответствии с законодательством субсидиарную
ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до
банкротства. Размер таких требований определяется исходя из разницы между
суммой требований кредиторов и ликвидационной массой (ст.25 п.5 Закона). Однако
эта норма не может быть реализована в жизнь, так как в законодательстве не
определены лица, которые несут ответственность за такие действия.
Описываемая норма имеется в российском Законе “О несостоятельности
(банкротстве)”, но она корреспондируется с другой нормой – ст.10 п.2, где
указано, что “в случае банкротства должника по вине его учредителей
(участников) или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые
имеют право давать обязательные для должника указания, либо имеют возможность
иным образом определять его действия (преднамеренное банкротство), на
учредителей (участников) должника – юридического лица или иных лиц в случае
недостаточности имущества может быть возложена субсидиарная ответственность по
его обязательствам” [122]. К таковым лицам можно отнести: лицо, имеющее
контрольный пакет акций; собственника унитарного предприятия. И при
инициировании таких требований ликвидатор должен доказать, что названные лица
дали обязательные указания для хозяйствующего субъекта и выполнение таких
условий привело к банкротству юридического лица.
Поэтому в Законе Украины следует ст.25 п.5 дополнить нормой, аналогичной
российской, касающейся порядка ответственности учредителя. Если ликвидатор
обнаружит долю банкрота в общем имуществе, то такая доля подлежит выделению.
Другим важным элементом формирования ликвидационной массы является
инвентаризация и оценка личного имущества банкрота. В состав ликвидационной
массы включаются все виды имущественных активов (имущество и имущественные
права), которые принадлежат банкроту на праве собственности или полного
хозяйственного ведения на дату открытия ликвидационной процедуры и выявлены в
ходе самой процедуры.
Из ликвидационной массы исключаются: имущество, изъятое из оборота;
имущественные права, связанные с личностью должника; индивидуально определенные
вещи, которыми владеет банкрот на основе вещных прав. Объекты государственного
жилищного фонда, в том числе общежития, детские дошкольные заведения и объекты
коммунальной инфраструктуры, также не включаются в состав ликвидационной массы
и передаются в коммунальную собственность соответствующим органам местного
самоуправления без каких-либо дополнительных условий.
В состав ликвидационной массы гражданина-предпринимателя не включается
имущество, на которое в соответствии с гражданским процессуальным
законодательством Украины не может быть обращено взыскание. Кроме того,
хозяйственный суд может дополнительно исключить из состава ликвидационной массы
имущество гражданина-предпринимателя, если это имущество является неликвидным
или доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение
требований кредиторов. Общая сумма такого имущества не должна превышать две
тысячи гривен.
В случае признания банкротом крестьянского (фермерского) хозяйства в состав
ликвидационной массы включается имущество, приобретенное на общие деньги его
членов, а также право аренды земельного участка и другие имущественные права,
которые принадлежат этому хозяйству и имеют денежную оценку. Если имущество
принадлежит председателю и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на
праве частной собственности, а также другое имущество, в отношении которого
будет доказано, что оно приобретено не на доходы от совместной собственности
членов крестьянского (фермерского) хозяйства, то оно не включается в состав
ликвидационной массы.
Следующим этапом ликвидационной процедуры является продажа имущества должника –
основная идея ликвидационной процедуры. Следует согласиться с позицией М.В.
Телюкиной, что продажа имущества (включая право требования) должника является
продажей посредством открытых торгов, однако комитет кредиторов может
установить иной порядок: например путем проведения закрытых торгов либо
конкурса [296, с.35; 285, с.70-75]. Представляется, что, хотя прямо в Законе об
этом не сказано, ни комитет, ни собрание кредиторов не имеют права принять
решение о реализации имущества без проведения торгов.
Ликвидатор приступает к продаже имущества только после его инвентаризации и
оценки. Продажа имущества банкрота осуществляется на открытых торгах, если
комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи. Через средства
массовой информации ликвидатор обязан оповестить о порядке продажи имущества
банкрота, составе, условиях и сроках приобретения имущества, согласованных с
комитетом кредиторов. Вполне логично мнение российского юриста Е. Торкановского
о том, что основная забота конкурсного управляющего – найти покупателя и
продать предприятие (бизнес должника), имея в виду, что после продажи
сохраняются рабочие места, предприятие будет работать, меняется только его
собственник [321, с.23-24].
Продажа имущества предприятий-банкротов, основанных на государственной
собственности, осуществляется с учетом требований Закона “О приватизации
государственного имущества” и других нормативных актов о приватизации.
Ликвидатор может выставить на открытые торги требования банкрота, если другой
порядок продажи (уступки) не установлен комитетом кредиторов. При продаже
имущества банкрота градообразующего предприятия ликвидатор должен выставить к
продаже на
- Київ+380960830922