Ви є тут

Організаційно-економічний механізм інноваційного розвитку великої компанії

Автор: 
Савчук Олександр Володимирович
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0504U000010
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КРУПНОЙ КОМПАНИИ
2.1. Методология формирования организационно-экономического
механизма инновационного развития крупной компании
Вопросы формирования механизма инновационного развития предприятия рассматриваются многими исследователями. Так, в работе Б. Леонтьева предложено выделить три уровня организации производства и его инфраструктуры. Первый и основной уровень - это инженерная модель, второй - инженерно-маркетинговая модель, третий - производственная [151, 36]. Автор подчеркивает, что данная модель организации производства наиболее широко распространена на отечественных предприятиях, занятых производством наукоемкой продукции или начинающих заниматься инновационной деятельностью. Для таких предприятий характерно на первом этапе проведение НИОКР, а затем, чтобы материализовать их результаты, создается новое или реконструируется старое производство.
Однако, как показывают исследования формированию организационно-экономического механизма инновационного развития крупной компании предшествует разработка стратегии инновационного развития.
Слово "стратегия" произошло от греческого strategia (stratos войско + ago веду) и переводится как "искусство развертывания войск в бою". В качестве управленческого термина понятие "стратегия" стало использоваться в 50-е годы, что связывают с ростом значения проблемы реакции на неожиданные изменения во внешней среде [8]. В современной теории и практике управления экономическими объектами можно встретить множество различных толкований термина "стратегия". Вызвано это, по всей видимости, сложностью данной категории, как отмечается в [8, 69], "стратегия - понятие трудноуловимое и несколько абстрактное".
С целью выделения ключевых элементов, формирующих основное содержание понятия "стратегия", используемого в экономическом анализе, приведем и проанализируем некоторые из наиболее характерных его определений.
В монографиях И. Ансоффа стратегия определяется как "набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности" [8, 68] и "правила принятия решений и установок, направляющие процесс развития организации" [7, 155]. Практически идентичное определение рассматриваемого понятия приводится и в работе "Менеджмент организации" [168, 104].
В работе А.П. Дуровича под стратегией понимаются "принципиальные, средние или долгосрочные решения, дающие ориентиры и направляющие отдельные мероприятия хозяйственной деятельности на достижение поставленных целей" [80, 159].
В работе по менеджменту рассматриваемое понятие трактуется как некий общий комплексный план, предназначенный для обеспечения осуществления миссии и целей организации [170, 257].
В монографии И.М. Акимова стратегия интерпретируется как план действия предприятия для достижения различных целей с помощью наиболее эффективного использования имеющихся у него ресурсов [2, 180].
В этой же работе со ссылками на зарубежные источники приводится и более узкое толкование понятия "стратегия" (маркетинговая стратегия), согласно которому стратегия - это сформулированное заявление, определяющее направления деятельности организации, в частности, при отборе целевых рынков, разработке и практическом воплощении комплекса маркетинга. Оно должно включать ответы на 3 основных вопроса: где конкурировать, на какой основе конкурировать, когда конкурировать, т.е. речь опять же идет о направлениях эффективного использования ресурсов предприятия для достижения его целей [323, 328].
Стратегия - обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании. Такое определение приводится в работе А. Томпсона, А. Стрикленда [267, 565].
Развернутое определение стратегии формулируется в работе О.С. Виханского: "стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящие организацию к ее целям" [46, 88].
В монографии А.Д. Марковой, А.С. Кузнецовой приводится следующая трактовка анализируемого понятия: "стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения" [164, 6].
В работе Г.Д. Крылова, М.И. Соколовой стратегия трактуется как "обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании", или "набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности" [142, 518].
В экономической энциклопедии наиболее широко раскрывается стратегия предприятия и стратегия экономического развития [317]. Так, стратегия предприятия определяется как обобщенная модель действий, направленная на достижение цели через разделение, координацию и эффективное использование ресурсов, система правил и способов реализации стратегической концепции развития предприятия.
Анализ приведенных определений позволяет выделить основные составляющие их элементы: цель организации, набор основных правил и направлений ее действий для достижения соответствующей цели и ресурсы, которыми располагает организация и которые использует при реализации указанных действий.
Из перечисленных конструкций и должно быть построено определение стратегии как понятия экономической теории управления. Стратегия будет задана, если указаны составляющие ее основные элементы (рис. 2.1).

Учитывая сказанное, под стратегией будем понимать совокупность общих правил и направлений деятельности по использованию ресурсов, которыми располагает или привлекает организация, для достижения ва