РАЗДЕЛ 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В
ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
2.1. Эмпирическая модель коммуникативно-речевого развития ребенка
Исследование коммуникативно-речевого развития ребенка предполагает всестороннее, комплексное, системное изучение объекта с точки зрения всеобщей взаимосвязи существенных ее сторон. Многогранность взаимосвязей в таком сложном психологическом феномене, каковым является коммуникативно-речевой онтогенез, отражает системные отношения психических явлений и демонстрирует парадигму непредельных теорий, позволяющих исследовать развивающиеся явления, к числу которых относится психика ребенка. Учитывая принципы взаимосвязи количества и качества, причины и следствия изучаемого явления, важно реализовать принцип системности в характеристике предмета исследования через рассмотрение его структурной организации и функционирования.
В эмпирическую модель предмета исследования включены признаки, характеризующие речь ребенка через особенности поведения, сознания, а также личностные качества, которые определяют особенности регуляции речевого взаимодействия.
Конативный уровень (речевое поведение):
> Обращенность на партнера, установка на ответную реакцию
> Разнообразие экспрессивно-мимических средств общения.
> Наличие контактоустанавливающих средств взаимодействия
Когнитивно-лингвистический уровень (уровень понятийного сознания):
А. Когнитивные свойства речи:
> Понимание ребенком пространственно-временных характеристик ситуации общения (значения слов, характеризующих место, время, содержание действия).
> Понимание ребенком эмоционального содержания ситуации общения через анализ состояния действующих лиц (значения слов об эмоциональном состоянии человека).
> Понимание ребенком характера персонажей у действующих лиц (значения слов о чертах, качествах личности)
Б. Языковые (лингвистические) свойства речи:
> Словарное богатство (разнообразное и точное использование лексики, соответствующей ситуации общения).
> Грамматическая правильность, изменение и согласование слов в высказывании, согласно нормативных требований языка.
> Фонетические свойства речи (звукопроизношение, дикция, сила голоса).
Личностный уровень(субъектный уровень регуляции речевого взаимодействия):
А. Произвольность речи:
> Стремление к развернутости, логичности, связности текста.
> Управление речью, ее изменение в соответствии с динамикой ситуации.
> Характер продуцируемого текста (по наглядной ситуации, из опыта, творческий).
Б. Личностные качества, проявляемые в речевой коммуникации:
> Самооценка в действии, определяющая тип коммуникативной позиции в общении.
> Ценностные ориентации, связанные с человеком.
> Широта и действенность мотивов общения
Обоснование выбора признаков, характеризующих особенности речи ребенка в общении с окружающими проведено на основании теоретического анализа и обобщения эмпирических данных исследований о взаимосвязи различных психологических явлений с речью человека, а также на основании пилотажного исследования особенностей становления коммуникативно-речевой способности ребенка старшего дошкольного возраста. Проведенный анализ позволил представить и описать эмпирическую модель коммуникативно-речевого развития ребенка дошкольного возраста, которая указывает на логику становления поведенческих, когнитивно-лингвистических, личностных качеств речи.
На рисунке 2.1. представлена общая схема коммуникативно-речевого развития ребенка.
Рис.2.1.
Схема эмпирической модели коммуникативно-речевого развития ребенка
3. Личностный
2. Когнитивно-лингвистический
1. Конативный
В самом общем виде предложенная модель коммуникативно-речевого развития ребенка дошкольного возраста характеризует теоретико-прикладную задачу исследования - выявить прямую и обратную взаимосвязь рассматриваемых признаков речи, а также степень взаимовлияния различных уровней коммуникативно-речевого развития, определяющих, в конечном итоге, развитость компетентности ребенка в речевом взаимодействии с окружающими. Тем самым, рассматриваемая модель коммуникативно-речевого развития ребенка определяет направленность данного исследования - изучение состояния сформированности различных свойств и качеств речи ребенка в различных условиях их становления. Компетентность речевого взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками рассматривается при этом как конечный результат, итог целенаправленной формирующей работы, Кроме того, анализ развития представленных в эмпирической модели качеств указывает на степень возможности их достижения ребенком дошкольного возраста, а также на степень эффективности психолого-педагогических стратегий влияния на коммуникативно-речевые достижения ребенка.
Изучение процесса развития коммуникативно-речевой сферы психики требует подчеркнуть, что развитие понимается как движение в определенном направлении, преимущественно как движение поступательное, восходящее, прогрессивное, с присущей ему повторяемостью и преемственностью, отрицанием старого и возникновением нового.
В современной психологии принято считать, что новое возникает из старого. В соответствии с распространенным представлением о развитии, полагается, что старое так трансформируется, что у него появляются новые качества, именуемые "новообразованиями". Логическим следствием такой модели является то, что старое исчезает, поскольку новое - это трансформированное старое. В лучшем случае предполагается, что новое включает в себя то, что было старым, трансформируя его и лишая статуса собственного существования. Не отрицая существования изменений типа трансформации, мы полагаем, что есть и другой тип развития, заключающийся в возникновении таких новообразований, которые нельзя вывести из уже имевшихся и объяснить через указание на законы существования предшествующих образований. Возникновение достижений каждого из уровней коммуникативно-речевого онтогенеза является продуктом собственной ак