Ви є тут

Державне регулювання монополій видобувної промисловості

Автор: 
Коновалюк Валерій Ілліч
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0504U000448
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОНОПОЛИЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. Теоретические аспекты антимонопольной деятельности
Теоретически и на практике доказано, что конечной целью всякой конкуренции является исключение или подавление конкурента, монополия.
Однако при этом сложно согласиться с авторами, которые утверждают, что "монополии и ТНК сегодня приняли мировой и потому практически неконтролируемый характер. В силу этого отсутствует мировая конкуренция среди монополий, а потому стратегически нет преград для загнивания глобальных монополий. А загнивание глобальных сетей - основной признак глобального кризиса, перед которым стоит мир" [157, с.189].
Абсолютной монополизации экономики в условиях её рыночного функционирования противодействует государство, которое регулирует деятельность монополий на рынке, и конкурентная борьба между крупнейшими производителями и реализаторами товаров.
Само антимонопольное законодательство представляет пакет законов, направленных на достижение успешного функционирования рынка и регулирования конкуренции между фирмами и предприятиями.
История свидетельствует, что монополизация рынка особенно широко развернулась в конце XIX века, когда формировались национальный и мировой рынки. В США, подталкиваемое массовыми выступлениями потребителей государство было вынуждено ввести антимонопольное законодательство, которое должно было ограничить процесс монополизации рынка и, защищая конкуренцию. Ввести "правила" цивилизованного рыночного соперничества. Первая половина ХХ века доказала правильность такой политики, так как изменилось состояние самого рынка, а именно основными его фигурами стали крупные монополии.
Более чем 100-летний опыт антимонопольного регулирования свидетельствует, что оно проводилось по четырем направлениям [58, с. 382-384]. Во-первых, ограничивается монополизация рынка. Антимонопольный закон, известный как закон Шермана, составляет ядро антитрестовской политики [152, с. 224]. Монополизацией рынка признано обладание рыночной долей 60% и более. Этот антимонопольный закон, вступив в действие с 1890 года, получает в дальнейшем широкое распространение и развитие, а поправка 1974 года предполагает осуществление действий от денежных штрафов до тюремного заключения. Во-вторых, запрещается слияние конкурирующих компаний. И, хотя, закон Клейтона [152, с. 224] установил довольно жесткие условия существования монополии, процесс централизации экономики не приостанавливается.
Известно, что ежегодно в США проходит до двух тысяч слияний и поглощений фирм. Эти процессы находятся в зоне внимания отраслевой политики США, регулируются и определяются критерии, при которых взаимодействие фирм не допускается. Практика надзора за слиянием несколько смягчилась по сравнению с 1950 годом, когда была принята поправка, известная под названием закона Селлера [152, с. 225]. В данном случае сказывается некоторая трансформация экономической теории. Слияние компаний сокращает не только трансформационные, но и трансакционные затраты, а кроме того, необходимо учитывать влияние динамичной внешней среды, международную конъюнктуру и конкуренцию на мировом рынке. Так, слияние нескольких национальных компаний может представлять на международном рынке очень конкурентоспособную структуру, что одновременно улучшает положение производителя и на внутреннем. Третье направление антимонопольного регулирования известно как запрещение установления монопольных цен или фиксация цен. Это стало необходимым, когда начали меняться "правила" цивилизованного рыночного соперничества. На современном рынке основными производителями представлены не мелкие фирмы, а крупные монополии. И, хотя, современная судебная практика США рассматривает фиксацию цен на товар незаконной, попытки кооперации фирм в отношении установления цен должны немедленно пересекаться. Федеральная Торговая Комиссия на период своего функционирования издала около 1500 приказов [152], запрещающих монопольный сговор в отношении цен. Это было необходимо, так как, например, в ходе антитрестовского судебного расследования деятельности крупнейших компаний в электротехнической промышленности было установлено, что руководители многих фирм систематически встречались, разрабатывая "схемы установления цен". Схемы разрабатывались с таким расчетом, чтобы каждая компания знала, по какой цене она должна продавать и по каким ценам - все остальные компании. Расхождения в ценах не были достаточными, чтобы вызвать действительную конкуренцию, но в то же время такая политика создавала видимость ценовой конкуренции [109, с. 142-143].
Анализ публикаций по истории реализации антимонопольных законодательств свидетельствует, что и поведение правительств, и монополистов во многом зависит от мировой экономической обстановки. Например, с наступлением кризиса с 1929 года в цементной промышленности монополистическое "саморегулирование" оказалось бессильным. Ассоциация промышленников приняла "Кодекс эстетических правил", согласно которому запрещалось тайное и явное сбивание цен. Но уже в июне 1931 года половина членов этой ассоциации вышла из неё.
То есть, в такие периоды необходимо твердое вмешательство государства в регулирование цен. И промышленники этой отрасли с готовностью поддержали государство с его программой "восстановления промышленности". Появившийся "Кодекс честной конкуренции" приобрел силу закона, объединив 96% всех производителей цемента. Согласно кодексу "производители осуществляли контроль над всеми элементами, которые формировали цену, но основное - чувствовалась сила власти государства. Государство поддержало интересы монополистического капитала. Защитив его от объединившихся отдельных участников-производителей цемента и подчинив мелкие и средние предприятия" [109, с. 90-91].
События мирового значения оказывают влияние на поведение правительств. В США в годы второй мировой войны правительственное регулирование цен и производства осуществлял крупный бизнес, который, в первую очередь, руко