РАЗДЕЛ 2
СМЕХ ПОГРЕБАЛЬНОГО ОБРЯДА УКРАИНЦЕВ И ЕГО АРХАИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ
2.1 Смеховое прощание с умершим: опыт описания, изучения и оценки
Известия о существовании традиций смеха при смерти встречаются в памятниках
культур различных народов мира. Жители древней Сардинии, смеясь, убивали
стариков; египетские кочевники смеялись, хороня умерших; троглодиты смеялись,
побивая покойников камнями; финикийцы, смеясь, прерывали жизнь своих детей;
фракийцы смехом встречали последние мгновения жизни человека…
Была своя традиция обращения к смеху при смерти и у восточных славян. Среди
некоторых этнографических групп украинцев она дожила, фактически, до 20-го
столетия, «успев встретиться» с молодой этнографической наукой и привлечь к
себе внимание ее представителей.
Смех в украинском погребальном обряде фиксировался, как правило, во время
проведения так называемых «забав», затевавшихся чаще всего во время последних
общих сборов живых возле тела умершего [54 В разных районах Украины такие сборы
назывались по-разному: «сьвічінє», «осьвічуванє», «висьвічуванє», «сьвітички»,
«сьвітилки», «привід», «оказія», «толока», «грушка», «лопатка», «лопарьки»,
«коти», «лубок». Очень часто, особенно у гуцулов, за такими сборами
закреплялось название «посижінє» («посїжінє», «посїджінє», «посєджінє») —
посиделки, идущее, как считалось в народе, от «того, что тогда сходились
посидеть немного возле умершего» [543; c. 252]. Реже их называли «приветє»,
«привитє», «привид», «привидь», «приведь», «приведє», «привигінє», «привидїнє»,
«привилє». Иногда участники сборов предпочитали вообще избегать какого бы то ни
было названия, говоря: «Иду на смерть», «Идти со свечкой», «Ходить светить»,
идти «Стеречь душу» [274; c. 178].]. Тем же, в свою очередь, предшествовал ряд
предварительных действий, с которых, собственно говоря, и начиналась длительная
погребальная церемония [55 Предлагаемая ниже реконструкция происходившего в
погребальном обряде украинцев достаточно абстрактна. Как и любая абстракция,
она фиксирует лишь наиболее общее в течении обряда, оставляя в стороне
специфичность традиции его проведения в каждой конкретной местности. Но в таком
виде она, думается, отвечает основным требованиям выдвигаемой задачи: создать
обобщенное представление о том, что же представляли собой «дикие» погребальные
обычаи, сохранившиеся у отдельных этнографических групп украинцев, без чего
сама постановка проблемы ритуального смеха при смерти не имеет смысла. ]
Первым этапом погребального обряда было непременное обмывание умершего,
подготовка его тела к предстоящему прощанию. Чаще всего для этой цели
приглашали самых бедных и неимущих членов сообщества, награждая их за
выполненную работу ритуальным угощением.
«Зараз по сконї чоловіка, старого чи молодого, хтось з родини або із близьких
сусїдів прикликає найбіднїйших людий, жебраків, які тільки на те й чекають,
щоби помершого умити. За то дістають від доматора по келїшкови аби по два
горівки і закуску, що складаєть ся переважно з хлїба, соли, чеснику або
цебулї».
Подав Василь Боровський з Черновець, довголїтний дяк <…> [274; c. 143].
«Зараз по смерті чоловіка, старого чи молодого, хтось з родини або з близьких
сусідів кличе найбідніших людей, жебраків, які тільки на те й чекають, щоб
померлого умити. За те дістають від хазяїна по келишку або й по два горілки і
закуску, що складається переважно з хліба, солі, часнику або цибулі».
«Сразу же после смерти человека, старого или молодого, кто-то из родных или
близких соседей зовет самых бедных людей, нищих, которые только того и ждут,
чтобы умершего обмыть. За это они получают от хозяина по чарке или по две
горилки и закуску, которая состоит, как правило, из хлеба, соли, чеснока или
лука».
Тело умершего, обмыв, торжественно обряжали.
«Мерця вбирають як найкрасше. Дівчинї чи хлопцеви кладуть вінець на голову і
споряджають їх зовсїм так як до шлюбу. Відданій чи жонатому припинають ширинку
з боку, яку дістає чоловік ще перед шлюбом від своєї молодої. Се такий
чотирокутний платок з полотна, гарно оброблений і в усїх чотирох рогах вишитий
гарними взорами. По ширинцї пізнають ся на тім світї подружені, що розлучили ся
<...>. Звичайно дїтям напихають за пазуху яблук, орішків, цукорків та ріжних
солодощів і так висилають їх у “вишнях” (Вишнями називають кладовище тому, що
там багато вишневих дерев)»
Подала Єлисавета Михальчуківна, учителька [274; c. 147-148].
«Мерця вбирають як найкрасивіше. Дівчині чи хлопцю кладуть вінок на голову і
споряджають зовсім як до шлюбу. Заміжній чи жонатому притинають ширинку з боку,
яку одержує чоловік ще перед шлюбом від своєї молодої. Це такий чотирикутний
платок з полотна, гарно оброблений і в усіх чотирьох кутах вишитий гарними
узорами. По ширинці пізнають один одного на тім світі подружені, що розлучилися
<...>. Звичайно дітям напихають за пазуху яблук, горішків, цукерок та різних
солодощів і так висилают їх у “вишні” (Вишнями називають кладовище тому, що там
багато вишневих дерев)».
«Покойника убирают во все лучшее. Девушке или парню кладут венок на голову и
обряжают их совсем так как к свадьбе. Замужней или женатому привязывают ширинку
сбоку, которую получает мужчина еще перед браком от своей молодой. Это такой
четырехугольный платок из полотна, хорошо обработанный и во всех четырех углах
вышитый красивыми узорами. По ширинке узнают друг друга на том свете женатые,
разлученные смертью <…>. Обычно детям засовывают за пазуху яблоки, орешки,
конфетки и разные сладости и так высылают их “в вишни” (Вишнями называют
кладбища, потому что там много вишневых деревьев)».
Обмыв и переодев, покойника клали на самое почетное в доме место. Как правило,
это б
- Київ+380960830922