Ви є тут

Стратегія розвитку ринку винопродукції України

Автор: 
Матчина Ірина Георгіївна
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0507U000107
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА НА
ВИНОПРОДУКЦИЮ И ЕГО ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
2.1. Тенденции и факторы изменения спроса винопродукции в Украине

Известно, что важнейшим направлением исследования рынка является определение величины спроса, которая характеризуется общим объёмом продаж (в физических единицах или в стоимостном выражении) за определённый период времени.
Проведенный нами анализ статистических данных выборочного обследования поступлений и продажи алкогольных напитков в магазинах различных форм собственности за 1995 г. показал, что внутренний рынок Украины формируется почти на 85 % из продукции отечественного производства и на 15 % за счёт импорта. Это соотношение колеблется по видам алкогольной продукции. Так, из общего объёма реализованной на внутреннем рынке продукции на импортную приходится водки, ликёроводочных изделий и вина 5 %, шампанского - 16 %, коньяка - 13 %, пива - 2 %. В 2005 г. отношение импорта к объемам продаж винопродукции составило: по группе тихих вин - 4,2 %., по игристым винам - 6,8 %, по коньяку - 15,3 %, по водке -6,0 %, по пиву - 4,3 %, то есть произошло увеличение доли импортной продукции в общем объеме потребления по всем видам, кроме шампанского.
Структуру ввозимой винопродукции по странам-импортёрам можно представить в виде двух сегментов: страны дальнего и страны ближнего зарубежья. Ёмкость каждого сегмента характеризуют объёмы ввоза винопродукции из этих стран.
В 1995 -1997 г. основным конкурентом на внутреннем рынке Украины являлась продукция производителей стран дальнего зарубежья, откуда она импортировалась в бoльших объёмах, чем из стран ближнего зарубежья.
В качественном отношении винопродукция, ввозимая из стран дальнего зарубежья, в значительной мере отличалась от производимой в Украине и в странах ближнего зарубежья. Если внешнее оформление продукции и гарантированная стабильность, соответствующая мировым стандартам, несомненно привлекала украинского потребителя, то органолептические характеристики часто уступали отечественной продукции.
Кроме того, анализ продукции, ввозимой из дальнего зарубежья, показал, что часто в Украину ввозилась винопродукция, не соответствующая декларируемому наименованию и качеству. Под видом вина ввозились напитки на основе виноградного вина, под видом шампанского - поставлялись шипучие вина, а вместо марочного коньяка - бренди. Весьма дешёвая за рубежом, эта продукция на украинском рынке оказывается более конкурентоспособной за счёт лучшего оформления и традиционной престижности европейских товаров. Ведущим импортёром среди стран ближнего зарубежья являлась Молдова.
В период 1997-2005 гг. изменилась структура импорта винопродукции. Увеличился ее ввоз из стран ближнего зарубежья. Ведущим импортёром винопродукции остаётся Молдова (табл. 2.1)
Таблица 2.1
Направления импорта винопродукции Украины в 2000 - 2005 гг.
Наименование продукцииСтраны ближнего зарубежьяИз них МолдоваСтраны дальнего
зарубежьятыс. дал*% от импорта в целомтыс. дал*% от импорта в целомтыс. дал*% от импорта в целом2000 г.Вино 479,594,4401,883,828,25,6Шампанское 1,246,01,0587,51,454,0Коньяк21,169,014,568,79,531,02005 г.Вино 1310,983,11036,279,0266,416,9Шампанское 29,177,225,587,68,622,8Коньяк410,697,444,410,810,92,6*Данные Государственного комитета статистики Украины
Из производимой в Украине винопродукции в 2005 г. реализовано на ее внутреннем рынке 85,8 % вина виноградного и плодово-ягодного, 84,7 % коньяка и 93,2 % игристых вин. То есть для отечественного производителя внутренний рынок на сегодняшний день является определяющим.
С целью выявления тенденций в изменении объёмов и товарной структуры потребляемой алкогольной продукции были проведены соответствующие расчёты за период с 1984 по 2005 гг. Учитывая различное содержание алкоголя в вине, шампанском, коньяке и ликёроводочных изделиях, а также в пиве, для изучения структуры потребительских предпочтений приобретаемой алкогольной продукции объёмы их продаж были пересчитаны с учётом абсолютного алкоголя.
Проведенный анализ рыночной ситуации показал (табл. 2.2), что реализация вина в Украине снизилась в 2005 г. по сравнению с 1984 г. в 7,5 раз и составила 1,96 л на человека в год. Однако следует отметить, что за последние годы произошла стабилизация и рост объемов продаж.
Таблица 2.2
Объем продаж алкогольной продукции на душу населения в год
в натуральном выражении и структура потребления
в пересчете на абсолютный алкоголь
ГодыНаименование продукциивиношампанскоеконьякводка, ликеро-водочные изделияпивол/чел.
год *%л/чел.
год *%л/чел.
год *%л/чел.
год *%л/чел.
год *%198414,841,10,81,70,32,15,840,228,714,919905,421,70,72,10,212,15,556,323,617,819951,716,20,261,80,122,92,866,716,912,419981,0914,30,383,70,124,02,0466,94,511,119990,9912,50,393,70,154,82,0865,95,513,120001,012,00,393,50,185,42,266,25,712,920011,1212,50,443,70,205,52,3465,66,0512,720021,2812,90, 503,80,246,12,5364,16,8613,120031,4813,20,593,90,255,52,9264,97,4612,520041,7311,80,663,50,305,93,5366,98,8211,920051,9612,80,753,70,355,63,9364,510,8913,4*Данные Государственного комитета статистики Украины
Данные таблицы позволяют сделать ряд важных выводов, касающихся как объёмов душевого потребления, так и товарной структуры потребления населением алкогольной продукции:
- реализация шампанского за период с 1984 по 2005 гг. сократилась на 6,3 %, за 1998-2001 г