РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ
МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ
2.1. Анализ возможностей практического применения управления проектами в
производстве металлоконструкций
На современном этапе развития рыночных отношений отрасль строительных
металлических конструкций характеризуется нарастающим спросом и усиливающейся
конкуренцией. Стала заметной тенденция расширения применения металлоконструкций
вместо традиционных материалов при возведении зданий промышленного и
общественного назначения.
Переход предприятий отрасли к новой научной модели управления, в основе которой
лежат маркетинговые и интеграционные процессы, ставит задачи по освоению новых
методик проектирования компаний, формированию структур управления, разработке
стратегических направлений развития, основанных на данных профессионального
анализа рынка. При этом отрасль металлоконструкций в настоящее время является
одной из наименее исследованных с точки зрения маркетинга.
Проведенный стратегический маркетинговый анализ внутренней и внешней среды
предприятий-производителей металлоконструкций, позволил условно выделить четыре
основных этапа: 1) анализ основных экономических характеристик отрасли;
2) анализ стратегических групп предприятий, действующих на рынке; 3) анализ
характера конкуренции и интенсивности конкурентных сил; 4) анализ движущих сил
отрасли, ее перспектив и привлекательности.
Кратко охарактеризуем отдельные результаты проведенного исследования, наиболее
интересные с точки зрения специфики маркетинга в данной отрасли.
По данным проведенных исследований, на рынке поставку быстровозводимых зданий
из металлоконструкций предлагают 155 поставщиков. Указанные предприятия и
организации были сгруппированы в пять стратегических групп на основе
определенных ключевых характеристик, формирующих конкурентные преимущества на
рынке:
А — бывшие предприятия-производители Минмонтажспецстроя СССР (ОАО «Макеевский
завод металлоконструкций», ООО «Мариупольский завод металлических конструкций»,
ОАО «Днепропетровский завод металлоконструкций им.В.Бабушкина» и др.);
Б — новые предприятия, работающие по западным образцам менеджмента (ООО
«Венталл», компания «Юниверсал Систем», компания «Руукки», ООО «Энекс Энерджи»,
ООО «Каркас», ООО «Укрметконструкция» и др.);
В — перепрофилированные предприятия (ОАО «Вента», ОАО «Донецкий завод
металлоконструкций»);
Г — монтажные организации, расширяющие сферу деятельности (ОАО «Стальмонтаж»,
ООО «Интерсоцстрой» и др.);
Д — предприятия-производители ограждающих конструкций (Житомирский ЗОК,
Каменец-Подольский завод «Модуль», ЗАО «Раннила Киев», завод «Мастер-Профи»,
ООО «Евро-Модуль», «ТПК» и др.).
Исследования позволяют сделать вывод о том, что конкурентность рынка имеет
четкую тенденцию к повышению, при этом интенсивность соперничества между
основными конкурирующими группами предприятий возрастает.
На рынке металлоконструкций в настоящее время существуют относительно высокие
барьеры для входа в отрасль, и в первую очередь это выражается в необходимости
крупных инвестиций для формирования производственной базы и привлечения
дефицитного высококвалифицированного инженерного персонала.
Поставщики отрасли металлоконструкций обладают значительной рыночной властью,
поскольку в ней доминирует небольшое число предприятий, в первую очередь
металлургических комбинатов. Выражением рыночной власти поставщиков является
повышение цен поставок, что приводит к значительному уменьшению прибыльности
предприятий отрасли, не имеющих возможности перенести более высокие затраты на
издержки производства.
Рыночная власть покупателей на рынке металлоконструкций не является столь
значительной. Это обусловлено в первую очередь тем, что проект, по которому
возводятся одно или несколько зданий, связан с организацией нового
производства. Ввиду определенной инженерной специфики для покупателя
предпочтительно все здания закупать у одного поставщика. Реализация очередного
нового проекта, связанного со строительством зданий и сооружений, а значит и
повторная закупка продукции заказчиком, как правило, трудно прогнозируема.
В настоящее время в отрасли металлоконструкций не наблюдается значительной
угрозы с точки зрения субститутов. Металлические конструкции практически по
всем показателям значительно более эффективны в строительстве, чем кирпич или
железобетон.
Таким образом, конкурентная привлекательность отрасли металлоконструкций в
настоящее время, по нашей оценке, превышает средний уровень.
В качестве основных движущих сил рынка металлических конструкций нами выделены
(в порядке приоритетности): тенденции экономического роста в стране;
инвестиционная активность национального рынка; политика органов власти.
Стратегический маркетинговый анализ предприятий отрасли металлоконструкций
основывается на изучении особенностей конструкций как товара, их рынка и
потребителей.
В результате исследований выделены следующие отличительные характеристики
металлических конструкций (как продукта) и их рынка:
1. Спрос на продукцию отрасли является производным от активности
инвестиционно-строительной деятельности на основных рынках сбыта.
2. Производственный цикл в среднем составляет от 2 до 10 месяцев.
3. В состав заинтересованных групп (помимо клиентов, поставщиков, акционеров и
служащих) входят проектно-изыскательские организации, играющие значительную
роль в распределении заказов.
4. Решение о покупке обычно принимается по результатам проведения тендера
коллегиально — группой профессиональных представителей, имеющих высокий статус.
В процессе закупки металлоконструкций обычно принимают участи
- Київ+380960830922