РАЗДЕЛ 2
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЙ
Теоретические основы классификации организационных
структур управления в современных условиях
Практика и теория управления и менеджмента [23, 29, 36, 44, 56, 70, 77] имеют
длительную историю становления, поэтому в диссертации основное внимание
сосредоточено на вопросах, раскрывающих предмет исследования.
Для оценки реального подхода к формированию организационных структур управления
необходимо обратить внимание на основные цели, которые лежат в основе
коммерческих организаций, к которым, в частности, относятся и судоходные
компании. Следует обратить внимание на стандартную цель – максимизацию прибыли
[13, 17, 32, 35, 94] и долгосрочную цель – капитализацию на основе роста
капитальной стоимости [ 32, 64, 65, 81, 82] . Первое тесно связано с
позиционированием фирмы в рыночном пространстве по объёму производства,
качеству и конкурентоспособности [85, 89, 110], второе обуславливается
инновационными и инвестиционными процессами [13, 42, 83, 117], а также
интенсивным развитием технологии M&A. Именно последнее можно проиллюстрировать
на примере горизонтального слияния Maersk и Sealand с последующим поглощением
P&O Nedloyd.
На основании опыта и данных экономического анализа можно утверждать, что
отмеченные экономические цели реализуются на основе двух групп
факторов-ресурсов [65, 66, 94]. Во-первых, управление технико-экономическим
уровнем компании, и во-вторых, совершенствование организационных структур
управления. Однако, следует обратить внимание на полное отсутствие подходов к
формализации в известных исследованиях [14, 34, 37, 41, 45, 72] результатов
разработки и оптимизации организационных структур.
В науке управления под организационной структурой управления понимается
совокупность возникающих в процессе управления связей и отношений между
подразделениями организации (крупными службами, производственными звеньями,
отделами, должностями и т.п.) [24, 55].
С учётом целевых задач организации (фирмы) и усилий специалистов (менеджмента)
можно в первом приближении представить возможные результаты формирования
организационных структур. К ним относится расширение доли участия в
региональном секторе фрахтового рынка (DQоs) и связанные с этим приращение
дохода DRv, относительное снижение потребности в инвестициях (hInv) и
уменьшение производственных и транспортных издержек (hСsr) (приложение А).
При этом принцип синергии в данном случае с любой степенью количественного
риска информационного обеспечения можно представить в виде:
, (2.1)
, (2.2)
где Qm – расчётное (реальное) состояние рынка морских перевозок;
qwo - достигаемое качество принятия управленческих решений в системе загрузки
тоннажа;
qwm – стандартный уровень качества управленческих решений в системе фрахтового
рынка;
- доля дедвейта судоходной компании, адекватного условиям конкурентного
позиционирования в секторе фрахтового рынка;
(2.3)
где Рcb – уровень тарифов сбалансированного состояния сектора фрахтового рынка;
bn- коэффициент бонификации тарифов по условиям качества управления;
(2.4)
где Крb – капитальные активы фирмы базисного состояния;
еpr, еst - норма прибыли проектного варианта использования производственного
потенциала по фактору оптимизации организационных структур и их стандартного
состояния соответственно;
Ivn - нормализованная капиталоёмкость развития судоходной компании;
(2.5)
где Сsri – базисные текущие издержки по статьям зависящим от оптимальности
менеджерских решений;
di – степень оптимизации (снижения) затрат по конкретным статьям в зависимости
от типа организационной структуры фирмы.
При этом условие целесообразности поиска альтернативных источников
финансирования и эффективности операторской деятельности могут быть рассчитаны
следующим образом (приложение А):
, (2.6)
где Qi – структура и объём перевозки грузов в выбранном секторе операторской
деятельности;
Рсi – соответствующие тарифные (фрахтовые ставки) перевозки 1 т. груза;
Сsai – себестоимость перевозки 1 т. груза по технико-экономическим
характеристикам судна и качества менеджмента по критерию производительности
(т-м/тф-с-э);
tх – налоговая ставка на прибыль и другие формы снижения операционной прибыли;
е – норма прибыли (учётная ставка банка), обеспечивающая расчётную (нормативную
окупаемость капитала (Кр) на активном этапе жизненного цикла.
Если более детально рассмотреть особенности организационных структур, то можно
выявить характер их ориентации по приведенным выше экономическим результатам
деятельности и развития фирмы.
В специальной литературе выделяются различные типы и виды структур управления.
Например, в работе [68] концентрировано представлены следующие типы и виды
структур управления (рис 2.1).
Основными недостатками такого подхода является индеферентное отношение к
оптимизации целевых функций организации. Главным становится решение важнейших
задач управления производственным процессом.
В.П. Трач [8, 37] выделяет две основные структуры управления: линейную и
функциональную, а вся остальная разновидность существующих структур является
результатом комбинации этих двух основных типов (рис.2.2.)
Предлагаются и другие классификации структур управления. Например, Л.И. Евенко
[37] выделяет следующие типы структур управления:
Функциональные.
Дивизиональные.
Матричные.
В основу такой классификации положен ведущий признак дифференциации
организационной структур
- Київ+380960830922