Ви є тут

Механізми синтезу ефективної організаційної структури підприємства

Автор: 
Припотень Володимир Юрійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
3408U003769
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2
СИНТЕЗ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Механизмы синтеза структуры открытой организационной модели системы
управления предприятием
Как было показано в р. 1, современные предприятия функционируют в условиях
неопределенности и высокой динамичности окружающей среды. Повышение конкуренции
между производителями, уменьшение жизненного цикла товаров при повышении
требований к их качеству, общая нестабильность экономических, технологических,
политико-правовых и социальных факторов приводят к тому, что структурно
устойчивые организационные системы не в состоянии вовремя адаптировать задачи и
процессы, происходящие на предприятии, в соответствии сложившимся условиям, и
таким образом, оказываются неэффективными и нежизнеспособными [28, 29, 38, 39,
137].
Почти все современные концепции проектирования организационных структур большое
внимание уделяют органическому (адаптивному) подходу, связанному с
бихейвиоральными методами управления, обеспечивающему большую эффективность
коммуникаций и направленному на повышение гибкости организационной структуры.
Понятие «гибкость» непосредственно связана с разнообразием системы управления и
отражает ее способность перестраивать свою структуру и функции в ответ на
происходящие изменения [1, 25, 98, 104, 116, 137].
Однако, с кибернетической точки зрения, разнообразие внешней среды всегда
больше разнообразия отдельной системы [134, 136, 138]. Следова­тельно, какова
бы ни была структура системы, какие бы ни использовались комбинации ее
структурных элементов, ее разнообразие всегда будет меньше разнообразия внешней
среды, и поэтому идеальной структуры для замкнутой системы быть не может.
Поэтому вопросы синтеза эффективной организационной структуры предлагается
рассматривать не как оптимальную комбинацию структурных элементов, отвечающих
специфике деятельности предприятия, а как задачу самоорганизации, при которой в
данных конкретных условиях выбирается наилучший способ выполнения функций или
процессов, причем их исполнители могут находиться, как внутри системы, так и
вне нее. Таким образом, возникает необходимость рассмотрения организационных
структур не как обособленных систем с четко выраженными границами с внешней
средой, а как систем с размытыми границами, которые активно используют
разнообразие внешней среды для повышения своего собственного разнообразия.
Такую организационную структуру, состав элементов которой способен меняться в
зависимости от условий функционирования системы, а сами элементы могут
находиться как внутри системы, так и во внешней среде, будем называть открытой,
в отличие от замкнутых систем с четко обозначенными границами [81, 83, 84].
Предполагается, что в открытой организационной структуре граница между
подразделениями предприятия, и другими, сторонними предприятиями, будь-то
партнеры или конкуренты, отсутствует. Основными чертами такого предприятия с
открытой организационной структурой являются следующие [83, 111]:
– предприятие концентрирует все ресурсы на приоритетных для себя сферах
специализации, которые являются уникальными и за счет которых обеспечивается
конкурентное преимущество;
– подразделения являются процессно-ориентированными с четко определенным
результатом деятельности;
– вспомогательным производствам и обслуживающим подразделениям, создающим
добавленную стоимость, предоставляется широкая автономия, и взаимодействия с
ними происходят преимущественно на основах кооперации;
– функции, реализация которых на предприятии требует больших затрат, чем
привносимая ими добавленная стоимость, выносятся на аутсорсинг – передаются тем
предприятиям, которые способны их выполнять более эффективно;
– тенденция к централизации стратегических функций управления и децентрализации
оперативно-тактических;
– концентрация усилий на координации различных видов деятельности и
согласование интересов отдельных исполнителей (подразделений либо сторонних
организаций) со стратегией развития предприятия.
Анализируя черты предприятия с открытой организационной структурой, можно
прийти к выводу, что современные формы интеграции предприятий, такие как
ассоциации, корпорации, консорциумы, концерны, промышленно-финансовые группы,
стратегические альянсы, холдинги, а также формы кооперации, приводящие к
сетевым структурам, являются не чем иным, как частными случаями открытых
организационных структур [83].
В общем случае в открытой организационной структуре должен иметься выраженный
центр, или ядро, вокруг которого группируются структурные элементы системы:
подразделения и предприятия-сателлиты. Распределение функций между ядром и
остальными элементами могут быть самыми разнообразными. Некоторые из
устоявшихся в практике форм распределения функций между центром (интеграционной
структурой) и составляющими эту структуру предприятиями представлены в табл.
2.1.
В табл. 2.1 приведен для примера перечень способов интеграции предприятий,
которые могут приводить, как к созданию новых юридически оформленных
экономических субъектов, так и к совместной деятельности независимых
предприятий, действующих на договорной основе. Каждая из структур создается для
определенной цели, достижение которой требует выполнение функций, возлагаемых
на центр интеграционного объединения [10, 111].
Таблица 2.1
Распределение функций в интеграционных структурах
Функции
Тип интеграци­онной структуры

Ассоциация
Корпорация
Консорциум
Концерн
Трест
Картель
Синдикат
Стратегичес­кий альянс
Холдинг
Промышленно-финансовые группы
Обычное предприятие
Стратегическое управление
+
Координация
+