РАЗДЕЛ 2
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
2.1. Политика формирования доходов судоходными компаниями
Финансовые результаты предпринимательской деятельности любой компании, в том
числе судоходной компании, отражают показатели издержек, доходов и прибыли. На
финансовые результаты влияют стоимостные – прибыль, издержки, цена, а также
натуральные – объем перевозок или время фрахтования - факторы.
Категории затрат, доходов и прибыли следует рассматривать в рамках
бухгалтерского и экономического подходов.
В соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности
Украины», бухгалтерский учет – это процесс выявления, измерения, регистрации,
накопления, обощения, сохранения и передачи информацмм о деятельности компании
для принятия управленческих решений [29].
В соответствии с действующими в Украине Положениями бухгалтерского учета (ПБУ),
доход определяется как «..збільшення економічних вигод у вигляді надходження
активів або зменшення зобов'язань, які призводять до зростання власного
капіталу (крім зростання капіталу за рахунок внесків власників)» [82]. В
бухгалтерском учете разделяют следующие виды доходов (выручки): доход от
реализации продукции (товаров, работ, услуг), другие операционные доходы,
финансовые доходы, другие доходы, чрезвычайные доходы [83; 151].
На основе существующего определения дохода предприятий морского транспорта
[157], доход судоходной компании можно представить денежным выражением
стоимости выполненных перевозок, оказанных дополнительных услуг, оплаченных
клиентами компании. Основной составляющей дохода судоходной компании является
выручка от реализации услуги перевозки на фрахтовом рынке [151].
Доход судоходной компании, работающей по долгосрочным контрактам,
рассчитывается произведением договорной ставки на количество перевозимого груза
[54]
, (2.1)
где Qrj – количество груза r вида, перевозимого за j рейс, ед.изм..;
fr - договорная ставка на перевозку груза r вида, ден.ед./ ед.изм.
В исследование стоимостных категорий издержек и прибыли следует включить
стоимостную категорию цены, поскольку, во-первых, цена является составляющей
дохода судоходной компании, во-вторых, основой цены, как правило, являются
издержки, в-третьих, прибыль через норму рентабельности включена в цену.
В судоходстве цена зависит от условий договора морской перевозки. Цена является
важным инструментом формирования финансовых результатов судоходной компании.
Ф. Котлер подчеркивает, что цена «единственный элемент…, который производит
прибыль» [44, с. 464]. В условиях жесткой конкуренции на фрахтовом рынке
уровень фрахтовых ставок остается фактором, определяющим выбор
грузовладельцев.
Формирование экономической категории цены связано с развитием двух основных
теорий стоимости - трудовой и маржинальной [26; 36; 64; 106; 116; 118; 145;
146]. Согласно трудовой теории, цена трактуется как денежное выражение
стоимости. Основным ценообразующим фактором является стоимость, определяемая
затратами труда. Цена представляет собой наиболее развитую форму меновой
стоимости [18].
В соответствии с маржинальной теорией, в основе цены лежит предельная
полезность, которая представляет собой субъективную оценку потребительной
стоимости перевозки. Потребительная стоимость выражается в способности
продукции судоходной компании удовлетворить потребность грузовладельца в
перевозке. В рамках данной теории цена морской перевозки грузов - форма
выражения полезности блага (осуществления перевозки), проявляющаяся при
товарно-денежном обмене.
Исторически трудовая и маржинальная теории стоимости возникли независимо друг
от друга, и долгое время рассматривались как противоположные и
взаимоисключающие [19; 116]. Современные теории стоимости основаны на идее
взаимодополненности трудовой и маржинальной теории [18; 19; 26; 64; 114].
Определение экономической категории цены в соответствии с современным подходом
[19; 80; 118] можно следующим образом применить к деятельности судоходной
компании. Цена продукции судоходной компании определяется как сумма денег, за
которую судовладелец готов продать, а фрахтователь купить услугу перевозки.
Цена – это наивысшая (конечная) форма проявления стоимости товара. Отражая
товарные отношения, которые складываются на рынке в момент купли - продажи
товара, цена является результатом функционального взаимодействия факторов
объективного и субъективного характера [78; 80; 145]. Основой цены перевозки
является стоимость, которая создается под действием объективных, постоянно
действующих экономических факторов. Влияние субъективных факторов проявляется
через соотношение спроса и предложения, которое складывается в момент
купли-продажи товара на рынке.
Доказательство тождества трудовой и маржинальной теорий на основе теории
альтернативной стоимости приводится в работах И. Л. Ерухимович [26],
А. Гриценко [19]и других. Решение об уровне цены, формировании ценовой политики
и фрахтовании судов под перевозку основано на выборе одного из альтернативных
вариантов. В соответствие с данной теорией цена продукции судоходной компании
определяется как денежная ценность альтернатив, от которых пришлось отказаться,
чтобы грузовладельцу приобрести услугу перевозки, а перевозчику ее оказать.
Факторы ценообразования служат критериями выбора между альтернативными
вариантами перевозки.
О современном взгляде на цену - как совокупности взаимодействия ценообразующих
факторов говорят работы отечественных ученых А. Гриценко [18; 19],
М. Павлишенко [79], В. А. Слепова,
- Київ+380960830922