Ви є тут

Венский зингшпигель и его традиции в музыкальном театре ХIХ-ХХ вв.

Автор: 
Габриэлова Екатерина Вячеславовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1994
Кількість сторінок: 
143
Артикул:
1000144246
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение............................................................... стр. 1
. стр. 12
Глава I Историко-культурные предпосылки возникновения
и развития жанра венского зингшпиля.................
§1 Исторические условия развития австрийской культуры
и черты ее национального своеобразия.......................| . стр. 12
§2 Венский зингшпиль и традиции австрийского народного театра. } . стр. 24
§3 Венский зингшпиль и европейская комическая опера..............стр. 41
Глава II Типология жанра венского зингшпиля................. . стр. 43
§1 Придворный зингшпиль.......................................! . стр. 58
§2 Зингшпиль в театрах венских предместий. «Волшебная флейта»
и специфика жанра зингшпиля................................. стр. 76
Глава III Пути зингшпиля в XIX, XX вв 1 . стр. 97
§1 Трансформация формы зингшпиля в XIX веке...................! стр. 100
§2 Зингшпиль и «музыкальный театр XX века стр. 117
Заключение стр. 134
Библиография. ................................................- стр. 138
і
ВВЕДЕНИЕ
В середине XVIII века в театрах западно-европейских стран возникли демократические оперные жанры — разновидности комической оперы — английская балладная опера, итальянская опера-буффа, французская комическая опера, немецкий и австрийский /венский/ зингшпиль.
Цель данной диссертационной работы — анализ историко-культурных, эстетических предпосылок возникновения и становления австрийского /венского/ зингшпиля и его жанровой природы в контексте развития традиционных форм австрийского театра.
Зингшпиль рассматривается в диссертации не только как характерное явление художественной культуры Австрии середины XVIII — начала XIX вв, или как определенный жанр, со своими хронологическими рамками, собственной эстетикой и эволюцией, но и как образец спектакля, главный признак которого — сочетание «Sing» /музыкального начала, пения, танца/ и «Spiel» /театральной драматургии, зрелищности, игры/ — с одной стороны, восходит к традиционным принципам австрийского народного театра, а с другой, продолжает свое существование, творчески преобразуясь, в формах музыкального театра XIX, XX веков.
Диссертация представляет собой первую попытку обращения к подобной теме, т. к. жанр зингшпиля, не попав до сего времени в поле зрения ни театроведческой, ни музыковедческой наук, не имеет специальных исследований на русском языке.
Музыковедение, указывая на вершинное явление творчества В.-А. Моцарта в развитии австрийского оперного театра XVIII столетия, как правило ограничивается лишь общими сведениями о зингшпиле1. Некоторое исключение составляют работы Е. С. Черной, автора книг «Австрийский музыкальный
'см., например, Ливанова Т. Н. История западно-европейской музыки до 1789 года. 2-е изд. М. Музыка. 1982.
чин» государственного жанра в 1778 году австрийским императором Йозефом И. Своеобразие императорского зингшпиля заключалось в том, что весьма похвальное изначально желание создать национальную оперу было вскоре буквально задавалено итальянскими и французскими оперно-комическими влияниями, вследствие чего «высокий» венский зингшпиль превратился в подобие пышной витрины европейских музыкальных мод.
«Низкий» тип венского зингшпиля, представлявший собой 1—3-х актную пьесу комического или фарсового содержания с музыкальными номерами, был продуктом народного театра венской комедии с ее Гансвурстами, и расцветал пышным цветом в демократических театрах венских предместий.
Эти два вида и составляли жанр, который следует называть венским зинг-шпилем второй половины XVIII — начала XIX века.
Композиция диссертационной работы отражает историю поэтапного развития формы «смешанного» музыкально-драматического спектакля, испокон веков называемого в германоязычных странах «зингшпилем».
Момент трансформации принципов традиционного австрийского представления в профессиональные приемы определяется как условная «граница», отделяющая эстетику жанра зингшпиля от формы народного спектакля.
Первая глава посвящена рассмотрению предпосылок возникновения жанровой формы зингшпиля, во второй главе содержится описание основных типов спектаклей зингшпиля, в третьей главе анализируются закономерности и динамика развития структуры зингшпиля в различных жанровых формах XIX, XX веков, и поднимаются вопросы выяснения общих генотипических свойств зингшпиля, оперетты и мюзикла, в их взаимосвязи с проблемой «массовой культуры».
11
ГЛАВА I
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖАНРА ВЕНСКОГО ЗИНГШПИЛЯ.
§1 Исторические условия развития австрийской культуры и черты ее национального своебразия.
Специфический национальный образ австрийской культуры складывался в результате взаимодействия нескольких объективных тенденций.
С одной стороны, в Австрии на протяжении многих веков наблюдался процесс синтеза, аккумулирования черт разнообразных европейских культурных традиций. С другой стороны — утверждалась и крепла уникальная австрийская способность к бережному сохранению и почитанию собственной художественной культуры.
Характерное для австрийского искусства свойство синтезирования художественного опыта соседних стран объясняется самим ходом исторического развития Австрии и формирования австрийской нации.1. Процесс утверждения национального менталитета связан с переплетением многочисленных этнических общностей внутри страны. В течение многих веков австрийская народность и австрийская культура стремились к обособлению от германского этнического типа. В результате сложного и длительного процесса взаимовлияния различных культур, на территории Австрии, являющейся местом проживания множества пришельцев, возникла «...та парящая национальная связанность, которая характерна для смешанного продукта вековой пограничной
1 Австрийская народность и австрийская культура возникли в результате происходившего в течение многих веков смешения различных этнических элементов. С IV 8. ДО Н. 3. до XVIII столетия нашего времени здесь шел постоянный процесс ассимилирования различных культур: иллирийской, кельтской, римской. Со второй половины VI в. до н. э. господствовали германские, тюркские, аварские племена. С начала IX в. н. э. земли Австрии входили в состав империи Карла Великого (военные дружины франкских князей, покоряя земли, обращали народ в христианство). С распадом Франкского государства территории Австрии оказались в составе Восточно-франкского королевства, став частью баварского герцогства. Затем последовали нашествие венгров (907 г.), вытеснение их, образование Баварской восточной марки, преобразование маркграфства в герцогство и обособление от Баварии. 1156 год рассматривается как год образования австрийского государства,
12