Ви є тут

Проблемы взаимодействия современного драматического театра и эстрады

Автор: 
Тетеревкова Татьяна Игнатьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2002
Артикул:
173100
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................4
1 ГЛАВА
Основные тенденции взаимодействия современного драматического театра и эстрады..............................21
1) К дискуссии об эстраде как виде искусства................21
2) Основные единицы художественного процесса в театре
и на эстраде: спектакль и номер..........................26
3) Вставной эстрадный номер в драматическом
спектакле.................................................30
4) Проявление взаимодействия театра и эстрады
в искусстве драматического актера.........................41
5) Универсальный актер.......................................48
6) Маска и личностные качества актера........................58
2 ГЛАВА
Основные формы взаимодействия современного театра и эстрады: театрализованный эстрадный номер и эстрадный спектакль.................................70
1) Театрализованный эстрадный номер..........................70
2) Эстрадный спектакль.......................................84
З ГЛАВА
Основные принципы воспитания и
обучения артиста эстрады.................................ИЗ
1) Школа драматического искусства - основа
актерского мастерства артиста эстрады...............113
2) Модель подбора педагогических кадров
на кафедре эстрадного искусства......................117
3) Специфика набора на кафедре
эстрадного искусства.................................122
4) Специфика первого этапа обучения.....................125
5) Этюд как форма рождения номера.......................144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................156
БИБЛИОГРАФИЯ............................................165
отдельную отрасль искусствоведения. Сформировалась ли эта новая отрасль искусствознания окончательно, - судить безапелляционно трудно. Но то, что в этой области имеются фундаментальные работы, - факт, который заставляет признать рождение эстрадоведения.
Нет, наверное, ни одной работы об эстраде, в которой не упоминалась бы книга Евг.Кузнецова «Из прошлого русской эстрады», ставшая хрестоматийной. Огромный вклад в исследование истории и теории эстрады внесли труды патриарха эстрадоведения Ю.Дмитриева «Искусство советской эстрады», «Советская эстрада. Краткий очерк истории», «Эстрада и цирк глазами влюбленного», «Леонид Утесов» и другие. Нельзя не отметить и выдающийся вклад в эстрадоведение Е.Уваровой, не только как автора монографии «Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917-1945)», переведенной на многие языки, но и как редактора-составителя книги «Эстрада: Что? Где? Зачем?», монографии «Аркадий Райкин», где особый * интерес
представляет запись бесед с великим артистом, автора множества статей и
\
выступлений, но и как ответственного редактора трехтомника очерков «Русская советская эстрада». Здесь Е.Уваровой удалось не только собрать и систематизировать огромный фактологический материал, но и поместить статьи по теории эстрады. Явлением в культурной жизни России стал выпуск в 2000 году фундаментального энциклопедического словаря «Эстрада России. Двадцатый век. Лексикон», ответственным редактором которого была Е.Уварова, собиравшая этот труд более десятка лет.
Заметным вкладом в исследовании теории и истории эстрады являются работы С.Клитина «Эстрада как вид искусства», «Режиссер на концертной эстраде», «Режиссер и чтец», «Эстрада - проблемы теории истории и методики», его статьи. Отличительной особенностью этих работ является не только стремление теоретически осмыслить проблемы
эстрады, но и поделиться собственным опытом режиссера и педагога эстрады (недаром книга «Эстрада - проблемы теории, истории и методики» имеет статус учебного пособия для ВУЗов). Интересной представляется книга А.Конникова «Мир эстрады», где имеется попытка теоретических и методических обобщений, труды С.Макарова «Советская клоунада» и «Клоуны» (энциклопедия), в которых несмотря на анализ, казалось бы, только одного эстрадного жанра, проглядывают многие вопросы проблематики эстрады в целом.
В библиографии об эстраде последнего десятилетия заметным явлением стал выход монографии зав. кафедрой эстрады РАТИ Л. Тихвинской - «Кабаре и театры миниатюр в России. 1908-1917». В контексте данного исследования важно, что автор, анализируя «миниатюр-стиль» (термин Л.Тихвинской), делает аргументированные выводы о влиянии эстрады на современный драматический театр, истоки которого в России лежат в начале XX столетия.
Надо отметить, что эстрадовсдение находит новых приверженцев, исследователей теории, истории и практики этого искусства. В частности, несомненный интерес представляет совсем недавнее (2000 г.)
диссертационное исследование П.Шаболтая «Проблемы развития отечественной эстрады (1917-1929)», где собрана, систематизирована и классифицирована богатейшая фактология эстрады послереволюционного периода.
Анализ выдвинутой проблемы невозможен без использования трудов выдающихся актеров и режиссеров театра и эстрады, как ставших классическими, так и более современных. Важно подчеркнуть, что эти книги, статьи, выступления имеют значение не только для теоретической, но и практической части исследования.
Это «Театральное наследие» Н.Акимова, ценное для нас тем, что этот выдающийся режиссер театра работал и на эстраде, в частности с