СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................3
Глава первая. ДЖОН НОЙМАЙЕР: «МОЙ ШЕКСПИР». ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОФИЛИ.............................25
Глава вторая. «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» ШЕКСПИРА
НА БАЛЕТНОЙ СЦЕНЕ. К ИСТОРИИ ВОПРОСА.................90
Глава третья. «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» ДЖОНА НОЙМАЙЕРА. КОНЦЕПЦИЯ И ДРАМАТУРГИЯ
БАЛЕТА............................................. 135
Глава четвертая. «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» ДЖОНА НОЙМАЙЕРА. СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ И ХОРЕОГРАФИЯ БАЛЕТА 168
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................217
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ.........................220
ПРИЛОЖЕНИЕ. СПИСОК ПОСТАНОВОК ДЖОНА НОЙМАЙЕРА (1960-2005 гг.).....................................237
Введение
Современный немецкий хореограф, американского происхождения, бессменный руководитель «Hamburg Ballett», Джон Ноймайер (род. 1942 г.) давно и прочно занимает позиции лидера мировой балетной сцены. За его плечами - сорок лет творчества и огромное число спектаклей, многие из которых признаны классикой балетного искусства XX века.
Выстроенный им на подмостках гамбургской Штатсоперы авторский балетный театр беспримерно, энциклопедически широк. В нем представлены балеты всех видов и жанров, рожденные в контакте с мировой культурой и историей, в союзе с прославленными музыкальными и литературными шедеврами, в дискуссии с хореографическим наследием. У этого разнообразия есть своя доминанта - полнометражная форма балетного спектакля, в которой Ноймайер — истовый поборник содержательного танца — видит главную цель своей работы. Ее новаторское ответвление - цикл больших программных танцсимфоний (на музыку Г.Малера) и танцевальных «месс» и ораторий (на музыку И-С. Баха, В.А. Моцарта, Г.Ф.Гсндсля). Но основной ее раздел занимают традиционно значимые в репертуаре балетного театра сюжетные многоактные балеты. Никто из западных хореографов XX века не внес в балетную афишу столько новых названий в данном жанре, как Джон Ноймайер, позволив тем самым балетному театру устоять перед бурным натиском «самодовлеющей хореографии» и contemporary dance.
Впечатляющая группа сюжетных балетов Ноймайера связана с произведениями мировой литературы. В сфере интересов хореографа - весь се исторический диапазон: от библии, античных трагедий и средневековых саг до современной драматургии, поэзии и прозы. Балетмейстера привлекает «возможность воплотить высокий накал человеческих страстей в конкретных жизненных обстоятельствах, показать глубины души и противоречия
на научный подход к явлению ноймайеровского театра, который требует достаточно долговременного прослеживания его творческого развития. Отдав этому процессу десять лет, автор диссертации стал первым отечественным исследователем, начавшим системное и научное рассмотрение феномена хореографа. В стремлении углубиться в тонкосги его профессионального мастерства и обратиться к анализу его хореографии в сюжетных и симфонических балетах ему предшествовали три серьезных аналитических статьи (из откликов периодической печати на гастроли Гамбургского балета в России в 1990 годах), написанные В.Вансловым и В.Майниеце1.
Крупнейшему искусствоведу Ванслову принадлежит труд, служивший в какой-то степени примером для автора диссертации в выработке подходов к анализу балетов Ноймайера - «Балеты Григоровича и проблемы хореографии»2. Такое же значение имели и труды отечественных балетоведов, выходившие в серии «Шедевры балета»3, и монографии о хореографах4, и во многом дискуссионная книга П.Карпа «Балет и драма»5.
Тридцать лет жизни спектакля, несколько возобновлений, постоянная репетиционная работа с ним при вводе новых исполнителей оседали в новых материалах, в размышлениях хореографа о нем, в видеофильмах, увеличивали рецензионные источники. Автор диссертации частично попробовал приподнять эти пласты в дополнение к анализу балета и попытался посмотреть на «Ромео и Джульетту» сколь возможно шире и сколь возможно изнутри ноймайеровского творчества.
В процессе анализа «Ромео и Джульетты» и других шекспировских балетов Ноймайера автор диссертации опирался не только на личные впечатления от спектакля, но и на видеозаписи. Оценки и использование
1 В&ислов В.: «Пер Понт» Джона Ноймайера // Советская музыка. - 1991. - J(a 1. - С. 30-35; Малеровский цикл Джона Ноймайера //Советская музыка. - 1990. - № 7. - С. III - 115; Майниеце В. Вечное кольцо возврата. Мир в балетах Джона Ноймайера // Музыкальная жизнь. - 1990. - Ха 20. - С. 19-22
2 Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. Изд. второе, доп. - М., 1971.
3 Демидов А. «Лебединое озеро». - М., 1985; Добровольская Г. «Щелкунчик». - СПб., 1996; Константинова М. «Спящая красавица». - М., 1990. Ильичева М. «Тщетная предосторожность» в Петербурге. - СПб., 2001
4 См. монографии Г.Добровольской: Балетмейстер Леонид Якобсон. - Л., 1968; Федор Лопухов. - Л., 1976; Михаил Фокин. Русский период - СПб., 2004; а также: Красовская В. Нижинский. - Л., 1974; Белова Е. Хореографические фантазии Дмитрия Брянцева. - М., 1997.
5 Карп П. Балет и драма. - Л., 1980.
примеров из иных версий «Ромео и Джульетты» также опираются на просмотр и изучение автором диссертации живых спектаклей или их видеозаписей, находящихся в личном архиве автора диссертации1. В дальнейшем это специально оговариваться не будет.
Наличие данных записей для исследовательского балетоведческого труда, трудно переоценить. По существу дела с эры видеозаписей балетных спектаклей для исследователей возникла новая научная реальность. Видеозаписи представляют собой объективные источники, фиксирующие режиссерско-сценические и хореографические партитуры спектаклей разных авторов. Тем самым перед нами встает текст в том же его значении, какое бытует в филологии, оперирующей литературными источниками, и музыковедении, работающем с музыкальными партитурами. Автор диссертации имел возможность исследовать хореографические тексты просмотренных балетов, строя свой анализ на знании их драматургического построения, композиционных структур, визуально-музыкального ряда движений и т.д. Отсюда разговор о балетном спектакле, возможность его письменной реконструкции и рассмотрения приобретают научный характер.
Таким образом, все соображения и выводы, вытекающие из анализа разных постановок «Ромео и Джульетты», в том числе приоритетной - Джона Ноймайера, носят самостоятельный характер и являются плодом размышлений автора и следствием его тщательного научного изучения режиссерско-музыкально-хореографичсской композиции балетов.
1 В частности: видеозаписи «Ромео и Джульетт» в пост. Л Лавровского, ДКрэнко, К.Макмиллана, Н-Боярчнкова, Ю Григоровича, Р.Нурссва, А Прельжокаша, Е.Панфилова, Р.Поклнтару, Ю.Петухова.
- Київ+380960830922