Ви є тут

Дизайн структурно-геометрических полей

Автор: 
Столярова Елена Георгиевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
211
Артикул:
133378
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................2
Глава первая. Тенденции развития геометрических построений в проектной культуре на современном этапе
1.1. Искусствознание и точные науки.................................11
Историко-теоретические предпосылки развития абстрактно-
геометрического и структурного формообразования.....................23
1.2 Компьютерные графические программы, позволяющие выстраивать
структурно-геометрические поля. Программа «Проективография». Определение термина «видеополе»...............................68
Глава вторая. Графические вндеоподя как один из вариантов решения геометрического орнамента
2.1 Средства гармонизации видеополей. Симметрия - одно из основных организующих средств видеополей.....................................91
2.2 Орнамент, уровни порядка орнамента, его основные типы и виды.... 107
2.3 Геометрические формы орнамента, структура и построение. Представление геометрического орнамента в ретроспективе культурно-исторических типов.................................................122
2.4 Конечные орнаменты, конвенциальные знаки на основе исследуемых видеополей :.......................................................137
2.5 Цвет, психология восприятия, примеры колористических решений
видсополей....................................................... 141
Глава третья. Проектирование и методика получения видеоиолей. Практическое примене»ше
3.1. Определение типов видеополей, их композиционные характеристики.................................................... 154
3.2. Разработка методики преобразования видсополя для получения
орнаментально-образующих решений. I фактическое применение 165
Заключение. Основные выводы и результаты исследования............. 180
Литература........................................................ 183
Приложение.........................................................187
2
Введение
Актуальность исследования, проблема, состояние вопроса.
В конце XX - начале XXI в. в сфере художественного проектирования обозначилась тенденция к выпуску малосерийных изделий, что потребовало по-новому взглянуть на дизайн. Возникла потребность в развитии технологии и методики проектирования новых форм и, по существу, новых обьектов дизайна, обеспечивающих индивидуализацию потребительского выбора при соответствии условиям промышленного производства. В диссертации рассматриваются теоретические и методологические вопросы генерации плоских форм на примере структурно-геометрических полей, имеющих широкую область практического применения, включая создание объектов промышленной графики, текстильного рисунка, декорирования керамики и т.д.
XXI век - век цифровых технологий дает возможность художникам и дизайнерам представить и переработать имеющийся накопленный опыт в области конструирования новых объектов дизайна. Структурно-геометрическое формообразование имеет богатые традиции как в народном декоративноприкладном искусстве, так и разработанные конструктивистами 20-х гг. XX в., приемы и методы проектирования. Новые компьютерные технологии как инструментальные возможности, позволяют расширить палитру имеющихся вариантов решения задач проектирования на современном уровне. В разработках дизайнеров, продолжающих традиции геометрического проектирования, прослеживаются новые оптические, стереоскопические, структурированные варианты решения.
Современный уровень научно-технического прогресса, охвативший все сферы материатьного производства, общественного управления, сферу быта, значительно усложнил состав и структуру нредметно-просгрансгвенной среды, увеличил хаотичность жизненного пространства, окружающего человека. Возникла естественная потребность как-то упорядочить и гармонизировать связи человека с предметным миром, чтобы обеспечить возможность
19
динамические процессы, застывшие в физических формах... паука и эстетика согласны в том, что именно теряется в технических объектах по сравнению с природными: роскошь некоторой нерегулярности, беспорядок и непредсказуемость".(70, С. 155)
В абстракциях, созданных с помощью научных математических знаний, вступающих в некое противоречие с интуицией художника, зритель может найти свои собственные ассоциации, увидеть что-то своё, домыслить по-своему. Это будоражит сознание, не даёт ему заснуть и рождает новые варианты решения.
А. Эйнштейн писал: " Там, где окружающий нас мир перестаёт быть ареной личных надежд и желаний, где мы как свободные существа, сомневаясь и размышляя, созерцаем его в изумлении, там мы вступаем в царство искусства и науки. Если мы описываем увиденное и известное по опыту на языке лотки - это наука; если же представляем в формах, внутренне взаимосвязи, которые недоступны нашему сознанию, но которые интуитивно воспринимаются как осмысленные, - это искусство. И для искусства, и для науки общим является увлечение чем-то стоящим выше личного, свободного от условного».
Использование компьютера может внешне и напоминает использование микроскопа, но то, что мы с его помощью получаем, представляет собой в чистом виде продукт человеческого разума и необязательно имеет аналоги в природе. Можно конечно говорить, что темы компьютерных рисунков необычны для искусства, что они интересуют только учёных и технологов и, стало быть, могут рассматриваться как искусство лишь в рамках научно-технической субкультуры. Но в этом обвинении игнорируется то факт, что проблематику комплексных систем можно обнаружить в самой основе биологической жизни и социатьных систем, в происхождении Вселенной и даже в философии, то есть, в самом деле, искусство, если следовать обычным определениям.(70, С 160-162)
20
В настоящее время происходит естественный ход вн>тренних творческих поисков, которые в свою очередь, вызваны необходимостью удовлетворения актуальных запросов индустриальной технологии. В этом процессе доминирующую роль сыграли идеи так называемого «технологического формообразования», требования обогащения палитры, средств и приемов проектирования, преследования которых вывело творческую мысль на стыки с новыми ветвями современной геометрии. Освоение определенных знаний из таких областей, как комбинаторика, проективная геометрия, кристаллографическая геометрия и т. д., помимо способствования решению практических задач, повлияло на уровень геометрического сознания в собственно дизайне.(12, С 5)
В конце XX века появляется новая отрасль в математике - фрактальная геометрия По су ществу мы живём в мире фракталов - нерегулярных, но само подобных фигур. Фракталы - это очертания гор, облаков, мерцающего пламени, деревьев и сосудистой системы человека, линия морского берега
Фракгальным формулам подчиняются внешние контуры турбулентного
/
потока жидкости и иерархическая организация живых систем, в частности их геномов; нелинейные колебания в химических или электрических сетях; процессы намагничивания и размагничивания металлов и даже переход нормального ритма сердца в угрожающую жизни фибрилляцию
Даже для физиков стаю сюрпризом существование хаоса сколь угодно сильного увеличения, повторяет структуры всего объекта. Так метровый участок берега пляжа - точная копия всего побережья, если сфотографировать его из космоса На основе фрактальной геометрии созданы графические программы, с помощью которых, художники за несколько минут могут создать и показать на экране дисплея несколько сот рисунков, которые пойдут для вариантов ковров, тканей, галстуков, напольных и настенных покрытий, упаковки, ценных бумаг и проч. Сюжегы непредсказуемы и предлагают бесконечное множество рисунков. Их