Ви є тут

Формирование этнокультурного ландшафта ставропольских туркмен в XIX - начале XX вв.

Автор: 
Лысенко Алексей Владимирович
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000296991
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................4
Глава 1. Формирование культурных ландшафтов: ключевые понятия и методика исследования.
1.1. Теоретико-методологические основы изучения этнокультурного ландшафта..........................................................12
1.2. Методические основы изучение факторов и процессов формирования этнокультурного ландшафта.............................24
Глава 2. Природные факторы формирования этнокультурного ландшафта ставропольских туркмен
2.1. Природные предпосылки образования этнокультурного ландшафта..........................................................30
2.2. Природные условия Восточного Предкавказья XIX в. и их роль в формировании этнокультурного ландшафта.............................32
2.3. Природно обусловленные элементы компонентной структуры этнокультурного ландшафта: ресурсные и средоформирующие факторы формирования.......................................................44
2.4. Пространственно-временные особенности природной среды как факторы морфологической дифференциации этнокультурного ландшафта .68
Глава 3. Социокультурные факторы формирования
этнокультурного ландшафта ставропольских туркмен
3.1.........Особенности социокультурной среды Прикаспия и Восточного Предкавказья XVIII - XX в.в. как факторы выделения этнокультурного ландшафта....................................................... 77
3.2. Социокультурно обусловленные (экономические, демографические и политические) элементы компонентной структуры.
3.3. Социокультрные процессы как факторы формирования морфологической структуры..................................
Заключение..................................................
...81 . 106 125
Литература.
129
13 V*
В первом приближении он видится как совокупность культурологических и географических представлений и формулируется у пишущих на эту тему авторов как культурно-географический* В частности, существует его определение как общегеографического научного подхода «позволяющего рассматривать развитие и функционирование геосистем в их диалектическом единстве с пространственными культурными явлениями и процессами, когда сама культура выступает как результат развития территориальных систем, определяет их направленность, служит важнейшим критерием их эффективности»[44, с.45]. Культурно-географический подход направляет внимание на взаимодействие пространственных культурных процессов с рассмотрением территориальных форм существования культуры.
В свою очередь, культурно-ландшафтный подход можно обозначить, как часть культурно-географического подхода. Посредством последнего геокультурные процессы изучаются на основе ландшафтных моделей.
Важнейшими составляющими культурно-ландшафтного подхода являются:
Культурологическая составляющая базируется на широком понимании культуры как средства (способов) реализации человеческой деятельности. Культура вкладывается в весь спектр общественных отношений (производственные, политические, правовые, и др.), а также в собственно социальную структуру (социально-исторические общности различного типа) [14,48,66].
При изучении географической организации культуры используются представления о структуре культуры и ее компонентах, сложившиеся в этнографии
В первом приближении обычно говорят о двух сторонах культуры -Материальной и духовной. При определенной степени условности, их разделение фиксирует принципиальные различия между двумя типами
14
деятельности в связи с материальным и духовным производством. Если материальную культуру связывают с практически-преобразовательной деятельностью, объектами которой выступают и природа и люди, то духовная культура чаще всего представляется не только как идеальная сторона материальной деятельности, но и как устойчивая матрица духовной жизни, сформированная в процессе познавательной ценностноориентационной, нормативной деятельности и закрепленная в социальной памяти, стереотипе восприятия и мышления, менталитете общества [65].
Реже географами используются классификации, направленные на выявление связей культуры со средой. В одной из них культура включает три компонента: 1) артефакты - элементы производственной культуры; 2) социофакты, определяющие связи между людьми; 3) ментифакты, включающие наиболее значимые и устойчивые элементы (религия, язык, искусство) [107]. Сторонники деятельностной концепции, подчеркивая адаптивную функцию культуры выделяют три подсистемы: природноэкологическую, общественно-экологическую и социорегулятивную [66].
В этих классификациях центральное место занимают компоненты, отражающие отношения субъектов к окружающему миру - ментифакты или социорегулятивные компоненты. С этими компонентами соотносятся содержательные категории культуры: мораль, эстетика и позитивные знания [84]. В целом же эти классификации отражают реализацию общества в трех главных областях культуры: отношениях человека с природой; отношениях человека с человеком; отношениях человека с самим собой. Каждая из этих областей может быть рассмотрена с позиций философских универсалий культуры; с позиций Знания, Добра и Красоты, соответствующих содержательным категориям культуры [43].
Особый интерес для географических исследований культуры представляют разработки этнографов и культурологов по проблеме локальных (региональных) культур[67]. Региональный подход в изучении