Введение
Содержание
4
Глава 1. Религиозный срез культурного ландшафта: теоретические аспекты.......9
1.1. Религиозная сфера России на переломе
(вторая половина 1980-х—1990-е гг.).....................................9
1.2. Основные направления исследований в географии религии.................12
1.3. Предмет и объект географии религии....................................18
1.4. Структура религиозной подсистемы культурного ландшафта................23
1.5. Контуры современных процессов в религиозной сфере ....................27
Глава 2. Историко-географическая характеристика религиозного пространства России ..........................................................................30
2.1. Особенности и факторы формирования религиозного пространства 30
2.2. Основные периоды формирования религиозного пространства Русского государства ....................................................31
2.3. Главные структуры религиозного пространства России....................46
Глава 3. Тенденции развития и особенности территориальной структуры
религиозного "базиса”...................................................51
3.1. География общин основных конфессий России.............................51
3.1.1. Особенности географии общин основных конфессий...............51
3.1.2. Сдвиги в географии религиозной сферы в XX в.
(на примере русского православия)..............................56
3.1.3. Динамика и характер распространения религиозных общин
в 1989-1997 гг.................................................59
3.2. География религиозных центров (на примере монастырей РПЦ) .........64
3.2.1. Подходы к типологии монастырей...............................65
3.2.2. Этапы монастырского строительства............................68
3.2.3. Современная система монастырей РПЦ...........................77
3.2.4. Вариант районирования современной системы православных монастырей.............................................79
Глава 4. География религиозной деятельности
(на примере православного образования)...................................83
4.1. Структура религиозного образования....................................83
4.2. География высшего и среднего духовного образования....................84
4.3. Территориальные проблемы развития системы начального религиозного образования в конце XIX и в конце XX вв....................................90
Глава 5. География религиозной “надстройки”
99
5.1. Территориальные аспекты организации российских конфессий............99
5.1.1. Классификация российских конфессий по типам
их территориального устройства................................99
5.1.2. Территориальная структура Русской православной церкви 105
5.1.3. Этапы развития церковно-административного
деления РПЦ..................................................107
5.1.4. Особенности современного административно-территориального деления РПЦ .....................110
5.2. География современной религиозной элиты
(на примере епископата РПЦ) ........................................116
5.2.1. География епископата по месту рождения и служения.
1943-1997 гг.................................................116
5.2.2. Миграции архиереев.........................................123
5.2.3. Территориальные аспекты формирования и функционирования православной элиты на современном этапе 129
Глава 6. География православной символики
(на примере культа русских святых и богородичных икон)................132
6.1. Особенности географии русских святых и чудотворных богородичных икон......................................................132
6.2. Районирование канонической территории РПЦ
с точки зрения "символического потенциала” .........................141
6.3. Перспективы развития символики
Русской православной церкви.........................................143
Глава 7. Основные подходы к районированию религиозной сферы...................145
7.1. Особенности районирования религиозной сферы..........................145
7.2. Этапы районирования религиозной сферы................................147
7.3. Некоторые типы православных конфессиональных районов ...............148
Заключение ..................................................................154
Литература...................................................................164
Приложение 1. География старообрядчества и сектантства в России
в конце XIX—начале XX в........................................168
Приложение 2. Структура епископата РПЦ. 1943—1997 гг..........................174
Приложение 3. Культ святых и почитание чудотворных икон
в русском православии..........................................182
ходимо иметь, по возможности, подробное представление об этом слое, однако он все же лежит вне сферы его профессиональных интересов. 6
Второй - материальная, институциональная, символическая оболочка культа, связанная с конкретными социально-экономическими условиям и определенной территорией. Эта оболочка исторична и изменяется вместе с окружающим миром, т. е. намного быстрее, чем первый слой. В условиях секуляризованного общества большинство ее компонентов функционирует, подчиняясь вполне рациональным закономерностям, и поэтому данный слой представляет существенный интерес для географической науки. 7 Предмет и объект. Вопрос об объекте и предмете исследования в зарубежной географии решаются несколько иначе, чем в отечественной. Например, в США предмет географии определяется “преимущественно с позиции исследовательского подхода, а не объекта исследования” (Наука и искусство географии, 1989).
Классик европейской географии религии немец М. Бюттнср предложил выделять в религиозной сфере три уровня: идеологический (догматы и этика религий), социальный (“здание и тело религии”), ландшафтный (все наблюдаемые предметы и явления — природного и антропогенного происхождения, связанные с религией). По его мнению, “предметом географии религии является изучение динамического процесса взаимодействия между религией и окружающей средой [протекающее на всех трех уровнях], обусловленного в каждый момент времени состоянием равновесия между ними, так называемая “бохумская модель”. Она включает три стадии — (а) появление (открытие) религии; (Ь) равновесие; (с) нарушение устойчивости, за которым следует или разрушение системы или ее переход в новое состояние (Криндач, 1992).
Однако вряд ли на таком расплывчатом определении можно остановиться. Во-первых, цикличность такого рода нельзя считать уникальной для географии религии. А во-вторых, выделение таких, весьма продолжительных по времени, циклов применительно к современным религиям, существующим в секуляризованном обществе, довольно спорно.
В отечественной географии, традиционно более конструктивно настроенной, данный вопрос решается определеннее и четче. В этом одновременно таится и опасность
6 Исследователь, занимающийся географией религии, должен как можно больше знать о догматике, истории, обрядах разных религий, но понимать, что собственно богословские, вероучительные вопросы находят в компетенции других дисциплин — богословия, теологии, религиоведения, этнографии.
7 В христинстве такая модель даже закреплена в вероучении. Согласно Священному Писанию, Церковь имеет двойную, богочеловеческую природу. Ее можно представить, как здание, состоящее из двух этажей. во-первых, это богоустановленный институт, имеющий единые канонические принципы устройства и догматы, часть которых восходит еще к ее основателю Иисусу Христу, а другая шлифовалась в ходе развития христианства и его ветвей.
19
искусственного ограничения поля исследования, и несомненный выигрыш — такое отношение дисциплинирует исследователя, заставляет его с самого начала задумываться о существе своего подхода.
Объектами исследования географических дисциплин у нас традиционно считаются различные по составу и масштабу геосистемы, в том числе это могут быть и “геосистемы общественного субстрата” (Наука и искусство географии, 1989).
Исходя из этого, объектом исследования географии религии можно определить как территориальные сочетания элементов религиозной сферы, состоящие из групп людей, носителей веры; объектов, институтов и явлений, прямо или косвенно связанных с обслуживанием и воспроизводством религиозной сферы; и элементы религиозной символики.
Объект исследования географии религии пересекается с объектами других направлений общественной географии (рис. 1.1): наиболее тесно — с этнической и культурной. Вообще, какой бы отраслевой аспект географии религии и географии культуры мы не взяли, у них всегда найдутся точки соприкосновения.
Предмет географии религии — изучение закономерностей функционирования и развития религиозных территориальных систем, обусловленные их собственной пространственной неоднородностью и неоднородностью социально-экономического и культурного окружения.
Религиозные территориальные системы в контексте культурного ландшафта. В течение послевоенного периода понятие культурного ландшафта, введенное в оборот Карлом Зауэром8 в 1920-х гг., претерпело в отечественной географии значительную эволюцию. По мнению В. Л. Каганского, “из понятия ландшафта вычищали то природную, то культурную компоненту...” (Каганский, 1989)
В рамках физико-географического подхода культурный ландшафт — лишь разновидностью антропогенного, применяющаяся к природным комплексам, значительно измененным человеком (Мильков, 1976). Культура входит в такой ландшафт лишь в виде природно-технических и технических систем, результатов человеческой деятельности.
Экономико-географы рассматривали культурный ландшафт намного шире. Б. Б. Родоман выдвинул идею о “поляризованном саморазвивающемся культурном ландшафте”, предложил множество его “бионических моделей и прототипов”, поставил
Во-вторых, Церковь имеет и “нижний этаж", как ячейка "человеческого общества, она подчиняется общим условиям земного порядка: вступает в те или иные отношения с государствами, другими общественными образованиями." (Цыпин, 1994)
8 По К. Зауэру, культурный ландшафт — сочетание элементов поверхности, измененных или вновь сформированных благодаря деятельности населения, носителя определенного типа культуры (Джеймс, 1988; Веденин, 1990).
20
- Київ+380960830922