2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................
Г лава 1. Правовое положение банков..............................13
^Т) Правовое положение Банка России...............................13
§ 2. Правовое положение коммерческого банка......................43
Глава 2. Правовое регулирование обязательств банка из договоров
банковского счета и банковского вклада..............................76
§ 1. Обязательства из договора банковского вклада...................76
§ 2. Обязательства из договора банковского счета...................115
Глава 3. Ответственность по договорам банковского счета и банковского
вклада............................................................153
§ 1. Гражданско-правовая ответственность по договорам банковского
счета и банковского вклада........................................153
§ 2. Административно-правовая ответственность при исполнении договоров банковского счета и банковского вклада...................179
Список использованных нормативных актов и литературы............189
3
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность и выбор темы исследования.
Развитие рыночных отношений в России выводит на первый план вопросы стратегии реформ, производимых в экономике. Стратегия - это прежде всего сознательное создание условий, при которых развитие становится поступательным и необратимым. И очевидно, что основная роль при этом должна отводиться правовой реформе и развитию существующего законодательства.
Процесс реформирования экономики России еще далеко не закончен. Он не длится и десяти лет, в то время как в странах с развитой рыночной экономикой эгот процесс занял столетия. Несмотря на это, развитие происходит достаточно динамично. Подобное ускоренное развитие в стране рыночных отношений делает особенно актуальным соответствие современного нормативного материала реальным условиям, существующим в экономике.
Экономическая ситуация в России конца девяностых абсолютно не схожа с ситуацией конца восьмидесятых. Однако, до сих пор в нашей стране действуют и применяются нормативные акты периода начала реформ, которые не только препятствуют поступательному развитию экономики, но и тянут страну назад. Поэтому крайне важно обновление существующего законодательства. Оно призвано установить стратегические ориентиры развития экономики на будущий период.
Подобная задача предполагает серьезную теоретическую проработку всех правовых вопросов, возникающих в практической деятельности.
Естественно, что формирование цивилизованной системы экономики в России не происходит гладко. Случаются и ошибки. При этом, несмотря на наличие позитивного опыта построения рыночной экономики в странах западных демократий, в нашей стране делаются ошибки, вызванные особым видением развития России определенной
19
точки зрения можно рассматривать как финансирование. Однако, используя прием буквального толкования ст. 120 ГК, можно сделать вывод о том. что наделение уставным капиталом не совпадает с понятием ‘‘полного или частичного финансирования”, предусмотренного для учреждений. Под финансированием учреждений в рамках ст. 120 ГК необходимо понимать регулярное финансирование, поскольку именно полученные от собственника средства являются основным источником имущества учреждения14. И поскольку' какого-либо регулярного финансирования деятельности Банка России за счет государства не производится, Банк России не удовлетворяет такому признаку учреждения как полное или частичное финансирование его деятельности собственником.
В отношении закрепленного за ним имущества учреждение имеет право оперативного управления (ст. 120 ГК). В литературе была высказана точка зрения, что Банк России также обладает в отношении закрепленного за ним имущества правом оперативного управления15.
Согласно прямому указанию п. 1 ст. 298 ГК, носящему императивный характер, учреждение лишено права распоряжения, в том числе и отчуждения, закрепленным за ним имуществом, если только речь не идет о денежных средствах, расходуемых по смете в соответствии с их целевым назначением. Таким образом, учреждение, даже с согласия собственника, не вправе отчуждать закрепленное за ним как движимое, так и недвижимое имущество собственника16, что означает, в том числе, невозможность предоставления денежных средств в займ (кредит). В то же время, согласно ч. 2 ст. 298, учреждение вправе самостоятельно распоряжаться полученными от ведения предпринимательской деятельности доходами, которые должны учитываться на отдельном балансе. Режим подобного вещного права не назван законодателем, и в литерагуре было высказано мнение о том, что это право - право
14 Комментарий части первой ГК РФ. М., 1996. С. 179.
15 Гейвандов Я.А. Центральный Банк Российской Федерации. М., 1997. С. 20.
20
хозяйственного ведения17.
Банк России не ведет раздельного баланса доходов, приобретенных в результате предпринимательской деятельности и иного закрепленного за ним имущества. Кроме того, доходы, получаемые Банком России, могут быть результатом использования имущества, закрепленного за ним. А но смыслу п. 2 ст. 299 ГК, такие доходы поступают в оперативное управление учреждения и не подлежат отчуждению. Согласно же п. 3 ст. 4 Закона о ЦБ Банк России является кредитором последней инстанции для кредитных организаций и отчуждает денежные средства, передавая их в собственность заемщиков, не проводя различий в правовом режиме этих доходов. Кроме того, Банк России вправе самостоятельно осуществлять операции с недвижимостью (кроме случаев, когда такие операции прямо не связаны с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций)18. Часть 8 п. 6 ст. 16 закона о ЦБ устанавливает, что решения о купле-продаже недвижимости принимается Советом Директоров Банка России
Еще одним аргументом, обосновывающим различие права оперативного управления, принадлежащего учреждению, и вещного права, принадлежащего Банку России можно назвать следующий: собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК). Изъятие же и обременение обязательствами имущества Банка России без согласия Банка России не допускаются (ст. 2 Закона о ЦБ). Предусмотренное ст. 26 Закона о I (Б перечисление в федеральный бюджет 50 % фактически полученной балансовой прибыли Банка России по итогам года нельзя признать изъятием излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущество, поскольку речь идет именно о заранее зафиксированном размере подлежащей перечислению прибыли.
16 Комментарий части первой ГК РФ. М., 1996. С. 311.
17 Там же. С.312.
- Київ+380960830922