2
Содержание
Введение 3
Глава 1. Правовая характеристика административно-правового режима общественной безопасности
(теоретический аспект)
1.1. Общественная безопасность как объект административно- 14 правового режима
1.2. Понятие административно-правового режима 39 общественной безопасности
1.3. Теоретические подходы к классификации 64 административно-правовых режимов общественной безопасности
1.4. Методы обеспечения административно-правового 96 режима общественной безопасности
Глава 2. Методы в административно-правовом режиме общественной безопасности
2.1. Метод разрешения в административно-правовом режиме 111 общественной безопасности
2.2. Метод надзора в административно-правовом режиме 129 общественной безопасности
2.3. Метод принуждения в административно-правовом режиме 141 общественной безопасности
Заключение 156
Список использованной литературы 168
Введение
Актуальность темы исследовании обусловлена совокупностью обстоятельств теоретического, практического и дидактического характера.
На современном этапе развития человеческого общества перед всей цивилизацией стоит проблема существования.
В наше время становится более очевидным, что XXI век должен стат ь веком безопасности человечества в целом, ибо по мере вхождения в новый постиндустриальный мир число проблем, составляющих угрозу общественной безопасности множится.
По существу проблема безопасности становится важнейшим критерием этого выживания и устойчивого социального развития. И именно в настоящее время безопасность должна выйти за пределы чисто государственного своего понимания и обрести общечеловеческое содержание, ибо человек является высшей ценностью в государстве. Поэтому приоритетностью безопасности вообще становится защита человека и общества в целом. Именно с этим и должна связываться сущность общественной безопасности.
В современных условиях для общественной безопасности в России явную и скрытую угрозу несут не столько внешние, сколько внутренние факторы, которые при формировании концепции общественной безопасности бесспорно следует учитывать.
Реформирование российского общества привело к расширенному воспроизводству источников социальных конфликтов. Среди которых необходимо подчеркнуть: дальнейшее снижение уровня и качества жизни; стремительный рост безработицы; разрушение интеллектуального потенциала; вынужденная миграция русскоязычного населения из стран СНГ и Балтии; отчуждение власти от народа; тотальная криминализация
складывающихся в государстве13.
Этот взгляд, в итоге, предопределил вывод о том, что общественная безопасность представляет собой состояние общественных отношений, предупреждающее угрозу причинения вреда и обеспечивающее тем самым их нормальное функционирование14.
Словом, это - безопасность не только здоровья отдельного члена общества или коллектива (группы), это и безопасность их имущества, чести, достоинства, нравственности. Это - безопасность всех основных компонентов отдельной личности или коллектива, которые представляют собой некую совокупную ценность, охраняемую моральными и правовыми нормами13.
В юридических словарях она определяется как система общественных отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения, в целях обеспечения общественного спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья населения, нормального труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий16.
Иные авторы трактуют общественную безопасность с иных позиций.
Так, Л.М. Розин полагает, что “общественная безопасность представляет собой систему отношений, складывающихся в соответствии с правовыми нормами при использовании объектов, представляющих повышенную опасность для общества, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями”17.
Туманов Г.А. и Фризко В.И. под общественной безопасностью
13 Философский словарь. М., 1989. С. 156.
14 Тихий В.П. Уголовно-правовая охрана общественной безопасности. Харьков, 1981. С.23; Гришаев П.И. Преступлебиия против общественной безопасности и порядка. М., 1959. С. 4; Матышсвский П.С. Ответственность за преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. М., 1964. С.8.
15 Веремеенко И.И. Сущность и понятие общественного порядка. //Советское государство и право. 1982. № 3. С.25.
16 Юридический энциклопедический словарь М.,1984. С. 204; Юридический словарь. М., 1956. Т. 2. С. 19.
17 Розин Л.М. Вопросы юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. - В кн. Административное право. //Под ред. Попова Л.Л. М., 1983. С.80.
понимают “совокупность опосредованных источниками повышенной опасности отношений, регулируемых юридическими, техническими и организационными нормами в целях предотвращения и устранения угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям и окружающей среде”'.
В данном определении авторы выделяют объекты общественной безопасности - жизнь и здоровье людей, материальные ценности и окружающую среду. В то же время они говорят о том, что отношения общественной безопасности регулируются не только правовыми, но и нормами техническими, и организационными. Говоря о технических и организационных нормах можно отметить, что они, в конечном итоге, имеют юридических характер2.
Коренев А.П. общественную безопасность связывает с проявлением негативных свойств источников повышенной опасности при неправильном пользовании ими3. Но, представляется, и их наличие также создает потенциальную угрозу общественной безопасности.
Гущин В.В. общественную безопасность трактует как социальноправовое явление под которым понимается совокупность опосредованных источниками повышенной опасности общественных отношений, регулируемых системой юридических норм в целях предотвращения, локализации и ликвидации условий и факторов, создающих потенциальную или реальную опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Вельский К.С. под общественной безопасностью понимает положение, при котором господствуют общественное спокойствие и уверенность граждан в своей защищенности от угроз и действий любого характера,
1 ‘ Туманов Г.А., Фризко В.И. Общественная безопасность и ее обеспечение в экстремальных условиях. //Советское государство и право. 1989. № 8. С. 21.
Федеральный конституционный закон “О чрезвычайном положении”: Собрание Законодательства РФ. 2001. № 23. Ст.2277.
См. Административная деятельность ОВД Часть общая // Под ред. А.I I Коренева. М., 1996 г. С. 39
- Київ+380960830922