Ви є тут

Социальная напряженность и конфликты в сфере общего образования

Автор: 
Куконков Павел Иванович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1996
Артикул:
1000144961
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................... 1-17
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ И КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ §1. Социальная напряженность как основание становления и развития социального конфликта.... 18-51 §2. Состояние и динамика условий функционирования
системы общего образования 52 - 67
§3. Школа, учитель: основные узлы напряжений и
конфликтов 68 - 84
ГЛАВА II
СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ И КОНФЛИКТЫ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ §1. Основные показатели и индикаторы исследования 85 - 91
§2. Распространенность, тенденции, особенности социальных напряжений и конфликтов в сфере
общего образования............................... 92 - 110
§3. Факторы социальных напряжений и конфликтов в
сфере общего образования.........................110 - 156
§4. Конфликтологический анализ основных направлений трансформации общего образования................157 - 180
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................181 - 188
ЛИТЕРАТУРА.......................................189 - 203
ВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Российское общество переживает в настоящее время период изменения отношений и институтов, заметного усиления процессов дестабилизации и дезинтеграции. Обостряется противоборство социальных интересов, ранее не имевших "выхода на поверхность" общественной и государственной жизни. Социальные конфликты, необходимые и неизбежные в любом обществе, в нашем обществе, в силу ряда обьективных и субьективных обстоятельств, приобретают разрушительный характер, угрожая его стабильности.
Общество оказалось не готово к ситуации, для которой характерно спонтанное развитие социальных процессов, их выход из-под контроля существующих институтов. Многообразие, хаотичность наблюдаемых социальных процессов затрудняют выявление и анализ сущностных противоречий, определяющих генеральное направление преодоления совокупности кризисных явлений внутри него.
Нарастающие темпы перемен в российском обществе, аккумулирование и проявление напряженности и конфликтов в различных его сферах, вовлечение в конфликты различных социальных групп и общностей все более отчетливо демонстрируют неготовность общества и государства к эффективному вмешательству в эти процессы, к осмыслению динамизирующейся ситуации.
Актуальность темы для нас, сравнительно недавно живших в "бесконфликтном обществе", определяется самим предметом исследования явлений социальной напряженности и конфликта в реальных условиях современного российского общества.
- 17 -
Научная новизна диссертации определяется тем, что впервые в отечественной социологической литературе предпринята попытка целостного анализа социального конфликта в сфере общего образования, основанная на признании того, что процесс становления конфликта имеет объективные закономерности.
1. Выявлены и проанализированы тенденции и особенности социальной напряженности в сфере общего образования;
2. Определены состав и структура факторов социальных напряжений и конфликтов в сфере общего образования,
3. Выполнен конфликтологический анализ основных направлений трансформации сферы общего образования;
4. Сделана попытка установить связь между деформациями процесса становления социального конфликта в сфере общего образования и его продуктивностью;
5. Предложен адекватный социологический инструментарий, способный обеспечить избирательный подход основных субьектов социально-педагогического процесса к включению в связанные с ним конфликтные отношения;
6. На конкретном социологическом и статистическом материале показана взаимосвязь и взаимообусловленность этапов становления конфликта в сфере общего образования:
6.1. Выявление различий в отношениях отдельных социальных субьектов с объектом(объектами) потенциального конфликта и осознание их противоположности.
- 18 -
6.2. Становление неудовлетворенности характером отношений по поводу потенциального конфликта.
6.3. Идентификация неудовлетворенности с деятельностью другого социального субьекта(субьектов) и становление социальной напряженности.
6.4. Завершение процесса идентификации неудовлетворенности с деятельностью другого социального субьек-та(субьектов) и возникновение конфликтной ситуации.
6.5. Социальный конфликт как более или менее адекватное разрешение конфликтной ситуации.
Научная и практическая значимость исследования: методо-
логическая база и эмпирические материалы диссертации могут быть использованы при разработке программ конкретно-социологических исследований социальной напряженности и конфликта в сфере образования, для прогнозирования и оптимизации напряженных, конфликтных отношений, возникающих в общеобразовательной школе, в учительской среде, при подготовке и чтении спецкурсов по социальным проблемам образования и проблемам конфликтологии, при разработке программы курса конфликтологии для учителей общеобразовательных школ и организаторов образования с целью формирования у них навыков оптимального поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в социально-педагогическом процессе.