Вы здесь

Стиль Ар Деко : Истоки, региональные варианты, особенности эволюции

Автор: 
Малинина Татьяна Глебовна
Тип работы: 
Докторская
Год: 
2002
Артикул:
270883
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.........................................................4
I. К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ФЕНОМЕНА АР ДЕКО.......................28
1. Историография Ар Деко......................................28
1.1. Художественная пресса парижской выставки 1925 года.....28
1.2. От локальной внутривидовой общности к всеобщему стилю.
Эволюция взглядов.......................................30
2. Методологические проблемы изучения Ар Деко.................42
2.1. О стилевой специфике современного искусства и стилевых критериях искусствознания (из опыта отечественного искусствознания)............................................42
2.2. О дефинициях и исторической динамике категории стиля...52
2.3. О стилевых ориентирах искусства модернизма.............73
II. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТИЛЬ АР ДЕКО................................102
1. Истоки и слагаемые нового стиля...........................102
2. «Стиль 1925 года» и искусство Европы первой четверти XX века118
2.1. Французский декоративный стиль в довоенные и послевоенные годы.......................................................118
2.2. Мастера Ар Деко на парижской выставке 1925 года.......159
2.3. Европейский Ар Деко после 1925 года...................190
3
3. Модсрнистик - американская версия Ар Деко.................195
3.1. «Стилистический выбор Америки»: культурные и художественные основы стиля в США..................................195
3.2. Базовые принципы и европейские составляющие американского стиля.......................................................205
3.3. «Стиль небоскребов». Особенности становления и эволюции 212
III. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛОГ АР ДЕКО..............................231
1. Стилевые процессы в русском искусстве 1910-х годов: от позднего
модерна к раннему модернизму............................231
2. Модернизм, авангард, конструктивизм в контексте русской культу ры. Стилевой аспект отношений..................253
3. Постконструктивизм и его стилевые модификации...........279
3.1. Основные тенденции «стиля 30-х», их социальные и культурные
корни................................................279
3.2. Внутристилевые направления в искусстве военных и первых послевоенных лет.........................................307
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................313
ПРИМЕЧАНИЯ...................................................317
БИБЛИОГРАФИЯ
334
36
ского его вариантов, а также региональных особенностей стиля в странах Латинской Америки, Африки и Австралии. Если в 1970-е годы в США стиль модернистик считали стилем больших городов, то в 1990-е годы его образцы обнаруживаются всюду (Л.Червински «Тропическое Деко: архитектура и дизайн Старого Майами. Нью-Йорк. 1991; К.Бризи, М.Уифен «Пуэбло Деко: архитектура Ар Деко на Юго-Западе. Альбукерке. 1984; Ю.Коэн «Современный животноводческий город: архитектура Ар Деко Форт-Уэрта. Техас. 1988).
Зарубежная литература об Ар Деко последних двух десятилетий обширна и многообразна. Она демонстрирует всеохватность стиля, его проникновение во все сферы художественной деятельности. Накопленный и опубликованный за эти годы материал составил солидную базу для дальнейших научных исследований. Важный вклад в разработку принципов подхода к изучению феномена Ар Деко внесли В.Арвас, И.Брунхаммер, П.Байер, Ф.Бореи, Р.Блеттер, Ж.П. Буйон, А.Дункан, Т.Вольмерстайн, П.Кабан, Д.Клейн, Ф.Камард, П.Кери, Д.Мордаунт-Крук, А.Г.Морон, Э.Майерс, Д.Остергард, Б.Тейлор, Н.Трой, Гофар-Беккер, Б.Хиллер, С.Хеллер, А.Эллис, С.Эскрит и др. И хотя в книгах названных авторов освещались лишь отдельные аспекты истории стиля, результаты их общих усилий давали новые импульсы для обобщающих выводов. Как художественное явление Ар Деко приобретал все большее значение в глазах историков искусства. Из локальной внутривидовой стилистической общности он вырастал в художественную общность мирового масштаба, что и было зафиксировано на Международном симпозиуме историков искусства в Вашингтоне (1986). В 90-е годы Ар Деко уже отводится роль «всеобщего стиля», сложившегося в 1920-е -1930-е годы и сохраняющего свое влияние вплоть до конца века. Суммируя достижения в исследовании декоративного стиля, можно констатировать завершение важного, основанного на индуктивном методе анализа этапа.
37
Опыт изучения Ар Деко в России невелик. Однако сам ход развития искусствоведческой мысли актуализировал проблему стиля. Активное развитие исторической науки в 1980-е—1990-е годы принесло ощутимые результаты, способствуя выявлению новых аспектов и поиску новых подходов к изучению отечественного. В числе наиболее значительных искусствоведческих исследований солидные монографии и статьи, авторы которых стремились представить искусство России XX столетия в единой художественной панораме (В.М.Полевой, А.И.Морозов, В.В.Ванслов, В.П.Толстой, Н.С.Степанян), книги и статьи, связанные с изучением разных аспектов художественного процесса (Д.В.Сарабьянов, В.С.Турчин, А.К.Якимович, А.А.Стригалев, Е.В.Сидорина, А.С.Шацких, Е.А. Бобринская, И.А.Азизян, Н.Л.Адаскина и др.), работы, прослеживающие развитие отдельных видов искусства, архитектуры, дизайна (НЛО. Бирюкова, Л.В.Андреева, М.А.Некрасова, Р.Я.Аболина, Е.М.Костина, И.В.Рязанцев, В.Э.Хазанова, С.О.Хан-Магомедов, А.В.Иконников, О.Л.Косенкова и др.).
Первыми обратились к Ар Деко критики, озадаченные появлением ретро-стиля 1970-х годов. Историки столкнулись с Ар Деко, когда получили возможность рассматривать явления собственного искусства в общемировом контексте. Специалисты в области прикладного искусства считали «стиль 1925 года» разновидностью позднего модерна (Ар Нуво) (НЛО.Бирюкова «Прикладное искусство конца XIX - начала XX века»)16. Исследователи других видов искусства ограничивали существование этой стилистики началом 1930-х годов. Историки архитектуры и монументального искусства фиксировали сходные тенденции на протяжении 1930-х, а затем и 1940-х годов (А. Стригалев, И. Азизян, Н. Адаскина, Т. Малинина и др.).
В энциклопедических изданиях довольно долго преобладала точка зрения на Ар Деко как внутривидовое стилистическое единство, оформившееся в прикладном искусстве позднего модерна и существовавшее вплоть до Международной выставки декоративных искусств и художественной промыш-